РИГА, 17 июн — Sputnik, Алексей Стефанов. После начала СВО литовская театральная диаспора в России заметно поредела – уехали руководители крупнейших театров, разбежались выпускавшие с ними спектакли коллеги, исчезли из титров новых киноработ фамилии литовских актеров. Но разъехались не все.
Известный актер и модель Нериюс Манкус по-прежнему востребован в России, снимается в фильмах, его можно увидеть в рекламных роликах и на плакатах известных брендов. Периодически он ездит в Литву к отцу, брату, многочисленной литовской родне и друзьям. В последний раз был на малой родине месяц назад.
Не могу разделить себя
Нериюс родился в литовском городе Расейняй и до восьми лет жил там, но после развода родителей уехал с мамой и братом под город Энгельс. Однако после срочной службы в Советской армии решил перебраться к отцу, поступил на актерский факультет Литовской государственной консерватории, планировал жить в Прибалтике. Но снова вмешались обстоятельства – маме понадобилась помощь, и Нериюс вернулся в Россию.
Литовский актер Нериюс Манкус
© Sputnik
При этом мечту – стать актером – не забросил, но отложил, а спустя годы все-таки получил профессиональное образование. Нериюс окончил актерские курсы в театре-школе "АктэМ", где до сих пор играет в антрепризах, а после этого –Щукинское училище. На его счету десятки ролей в российских сериалах, есть работы и с режиссерами из соседних стран. И съемки в рекламных клипах. Любопытно, что фамилия и имя ему никогда не мешали в работе, хотя мало кто с первого раза их запоминает.
"Сложностей никаких нет, кроме того, что путают мои имя и фамилию, и очень часто в проектах меня ведут как Манкус, потому что созвучно с европейским именем Маркус. Я уже не обращаю на это внимания. Главное, чтобы всем было комфортно, потому что исправлять кого-то, тем более, когда мы встречаемся на площадке на сутки, если это съемки в рекламе, нет смысла. В кино, конечно, все серьезнее – в том смысле, что с актером долго встречаются, изучают его, тогда уже имя на слуху. Хотя запоминают мое имя долго, и я просто сокращаю его до Нерий, чтобы всем было удобно. Но некоторые принципиально произносят Нериюс. А некоторые считают, что мои имя и фамилия – псевдоним", – улыбается Нериюс Манкус.
Родиной Нериюс называет Литву, говорит, что чувствует и знает литовцев. Все-таки до второго класса жил там, а после этого регулярно приезжал. "Внутренне я литовец, но образование получил здесь (в России – ред.), вырос здесь, прожил основной отрезок жизни здесь, поэтому я русский по менталитету. Не могу разделить себя", – говорит он.
"В Литве мне все нравится, кроме того, что я себя там не нахожу. Вот представляю, что останусь в Литве – там все душевно, все хорошо, но я не знаю, что мне там делать. Я приезжаю в Москву, я в Москву рвусь, потому что здесь работа, здесь движение – не сидишь на месте, что-то делаешь, куда-то готовишься, пробы, кастинги, съемки. В этом и есть смысл жизни. Просто отдыхать я не могу. Есть люди, которые говорят: "Я так устал работать, хочу отдыхать". И у меня такой знакомый актер есть, купил себе домик в Тверской области и ездит туда вместо кастингов. Но это точно не про меня", – признается Нериюс.
Для него такой отход из профессии равен смерти и очень напоминает жизнь в Литве, где "все спокойно, что-то незначительное происходит, но все расслабляет". Поэтому в Литву он ездит только повидаться с родными и отдохнуть.
"Приезжаю, немного провожу время с отцом, с братом, с другими родственниками встречаюсь, друзьями детства, и все – как бы моя миссия выполнена. Я не знаю, что мне там еще делать. Отдыхать вечно я не хочу. Кстати, мой брат же со мной в России вырос, но лет десять назад уехал к отцу в Вильнюс и смог там жить", – отмечает собеседник.
Из-за украинцев русский в Литве стал международным
В Вильнюсе в последний раз Нериюс с семьей был в мае этого года. Говорит, город меняется и в то же время не меняется.
"Да, он расстраивается новыми кварталами интересными, такими проектами для тех молодых семей, которые могут себе позволить взять ипотеку. Старый город всегда старый город – тоже не меняется. Но людей стало меньше. Я, естественно, слежу за новостями, понимаю, что многие литовцы уезжают. Мой брат тоже уезжал на заработки в Норвегию, но в итоге вернулся, потому что в Норвегии из-за ситуации в мире все тоже просело. Раньше из скандинавских стран это была страна с самым высоким уровнем жизни. Но уже нет", – рассказывает Нериюс.
В Литве он старается говорить на литовском, чтобы не забыть язык. Раньше приезжал часто – практика была регулярной, сейчас редко. Говорить на литовском ему нравится, но обнаружилась проблема – в Вильнюсе стало так много русской речи, что приходится переходить на русский. А виной тому… украинские беженцы.
Литовский актер Нериюс Манкус
© Sputnik
"Русский язык там теперь без придирок – в том смысле, что в Литве стало так много украинских беженцев, что русский стал международным. Украинцы не могут говорить на литовском, пока. Это все-таки долго – изучать язык. И проблемы у литовцев с работой из-за этого. Зарплаты просели из-за того, что места литовцев, которые остались еще в Литве, занимают беженцы с Украины. И даже на кассах стоят таблички: "Простите, за этой кассой работает украинская беженка или украинский беженец". Змея поглотила свой хвост", – подчеркивает Нериюс.
А сына назвал Марюс
Дорога до Литвы отнимает у Нериюса много времени – самолеты не летают, а по земле самый простой путь – до Минска на поезде, либо на машине, которую оставляешь на парковке, и дальше на рейсовом автобусе до Вильнюса. Желательно на литовском автобусе.
"Если ехать на российском автобусе, могут быть придирки на литовской границе. А сейчас то, что я вижу в новостях, это вообще кошмар – ничего нельзя провозить, просто ничего. Отнимают даже надкушенное, всю еду. Когда я проезжал, еще этого не было. Что-то вез туда и назад", – поражается собеседник.
В Вильнюс Нериюс ездил со старшими дочками и с их мамой. Девочки уже взрослые – одна сдает ОГЭ, вторая в следующем году будет сдавать ЕГЭ. Имена у них русские – Ева и Лада. А вот младшего сына от другой жены Нериюс назвал Марюсом.
"Это имя напрашивалось, потому что, когда я приходил на съемочные площадки, меня все время путали – Манкус Нериюс, Нериюс Манкус, Нериюс Марюс… Очень часто автоматически меня так называли. Конечно, я никого не исправлял. Понимал, что единственный Марюс на площадке – это я. И решил, если у меня когда-нибудь будет сын, он будет Марюс. А еще я снялся в казахстанском фильме "Мне тебя обещали", и совершенно случайно сценарист прописал имя моего героя Марюс. Писали не под меня, но, когда стал читать сценарий, удивился. Звезды сошлись", – улыбается Нериюс.
Встречаться с земляками всегда приятно
Роли у Нериюса бывают самые разные. Обычно он играет европейцев – внешность характерная, акцент легко может изобразить. Как в том же казахстанском фильме – очень даже приятный европеец. Правда, во второй половине фильма оказывается, что под маской вежливого бюргера скрывался террорист.
Злодеев приходится играть часто, говорит Нериюс. Сейчас вот в Минске снимался в сериале "Черный пес 5". И снова его персонаж – главный злодей.
"Вообще амплуа злодея за мной закрепляется – я все время их играю. Но злодей не явный - то есть в конце или в процессе мы поймем, что это за персонаж. А выглядел-то обходительным, начитанным, образованным. Кто бы мог подумать?!" – отмечает он.
Помимо ролей в кино, Нериюс играет также в антрепризах театра "АктэМ" – как раз сейчас идут репетиции новой пьесы. Но, как говорит собеседник, времени так мало, что часто он срывает репетиции из-за востребованности на съемочной площадке или в рекламном бизнесе. Потому что Нериюс много снимается в рекламе, где играет уже не злодеев, а успешных и состоятельных людей.
Часто бывает, что на съемочных площадках встречаются прибалты. Иной раз совершенно неожиданно. Недавно Нериюс снимался в сериале про маньяка – снова играл такую главную роль. Его герой – художник, который пишет картины красивых девушек и в процессе убивает их, пытаясь таким образом запечатлеть маску смерти своих моделей. В одной из сцен герой Нериюса занялся гаданием с пентаграммой, огнем, летучими мышами и прочей нечистью. И, импровизируя, в полутьме делал пасы руками, приговаривая неразборчивые слова. Но использовал для этого литовский.
Актер и модель Нериюс Манкус
© Sputnik / Дмитрий Дубинский
"Никто ничего не понимает, я говорю что-то загадочное. На самом деле литовские слова с жемайтийским акцентом. И вдруг голос из темноты… на литовском. Оказалось, это молодой режиссер. Он родом из Висагинаса – русский парень прекрасно знающий литовский. Мы с ним поговорили, приятная была встреча", – вспоминает актер.
В отличие от встреч с актерами литовского происхождения, такое знакомство было неожиданным. А так Нериюс часто пересекался с земляками на съемочной площадке. Тепло вспоминает Сергея Пускепалиса. Пересекался с Вильмой Кутавичюте. Но говорит, что прямо таких прибалтийских землячеств в киноиндустрии нет. Хотя встретить земляка всегда приятно.
Литву используют
Нериюс внимательно следит за тем, что происходит в мире, и в частности в отношениях Литвы и России. И описывает ситуацию одним словом: "Печально".
"Мне грустно из-за того, что все так. Мне грустно, что моя любимая Литва стала некой буферной зоной. Мне кажется, ее используют. Прибалтику используют. И туристы не ездят – людям плохо, и обмена товаров нет – людям плохо. Я не знаю в чем плюсы, не вижу их. Раньше культурный обмен был. Я ходил в посольство Литвы, познакомился там с послом, потом он уехал, остался только консул. Был в посольстве атташе по культуре Александрас Шимелис – мы в Москве познакомились, сейчас вот ездил, встречался с ним в Литве. Отличный мужик. Посидели, выпили пиво, поговорили в прекрасном Вильнюсе. Жаль, что все так… Надеюсь, все еще наладится", – говорит Нериюс.
Хотя и признает, что это не прямо сейчас, поскольку пропаганда в Литве настолько зомбирует людей, что даже некоторые его родственники уверены: Россия вот-вот нападет на Литву.
"Они слушают и видят только то, что они видят и слышат, что им дают слышать и видеть. Даже мои пожилые отец и его жена готовятся к нападению. Брат младше меня на два года, он может оценить обстановку, трезво посмотреть на вещи. А пожилые люди боятся, их накачивают информацией. Это страшно", – заключает Нериюс Манкус.