РИГА, 12 июн — Sputnik. В прошлом году жители Латвии обжаловали 2436 решений VDEĀVK — из них в 518 случаях решения были пересмотрены в сторону изменения группы инвалидности, причины инвалидности, ее срока или медпоказаний к переоборудованию легкового авто либо компенсации транспортных расходов. Менялись также решения о назначении особого ухода, услугах сопровождающего лица и т. д., передает LSM.
В настоящее время в работе комиссии есть задержки - они связаны с тем, что самих заявлений теперь намного больше прежнего. Например, в Риге VDEĀVK получает в среднем 200 заявлений в день (и первичных, и повторных). Комиссия наняла дополнительных сотрудников, чтобы справиться с этим валом в столице, но в Даугавпилсе, Валмиере, Резекне, Лиепае и Кулдиге врачи-эксперты успевают рассмотреть заявки в положенный по закону месячный срок.
Именно в Риге, по мнению завотделом столичной VDEĀVK Эдвина Васараудзиса, повышенная активность соискателей статуса инвалида связана с различными льготами. С введением новых льгот сразу возрастает число заявлений.
"От людей, которым уже давно присвоена третья группа инвалидности, — как только появился такой бонус, как бесплатное лечение в стационарах или льготы в оплате визитов к врачам для инвалидов второй группы — так у нас резко выросло число заявлений с запросом о присвоении тяжелой группы инвалидности. И лишь потому, что есть льготы на лечение.
Как только Рижская дума приняла решение о бесплатном проезде для инвалидов третьей группы — так у нас выросло число заявлений. Чем больше бонусов присваивают за инвалидность, тем больше растет число инвалидов", - сказал Васараудзис.
Но на сегодня у 60% жителей Латвии с инвалидностью статус присвоен им пожизненно.
Вопрос, почему в очевидных ситуациях комиссия этого не делает — спорный, потому что каждый случай индивидуален. И не всегда пациенты на этом настаивают. Некоторые, узнав о таком диагнозе, как рассеянный склероз, даже не рассматривают возможность получить статус инвалида, потому что опасаются, что на этом можно ставить крест на трудоспособности. Другие, наоборот, считают, что это тяжелый диагноз, и спешат уладить формальности.
Для каждого диагноза есть критерии — присваивать или не присваивать инвалидность. Но определяющим является не диагноз, а именно состояние здоровья конкретного пациента.
Некоторые и при хронических заболеваниях сохраняют бодрость или уживаются с недугом, подстраиваясь к рабочей обстановке. Жизнь может оставаться полноценной и с инвалидностью, особенно если функциональные нарушения не слишком мешают.
Сроки рассмотрения заявлений затягиваются и потому, что пожилые люди с тяжелыми заболеваниями становятся лежачими и нуждаются в уходе, поэтому их близкие занимаются оформлением документов на первую или группу инвалидности и получение пособий по уходу. Но и здесь их подстерегают бюрократические лабиринты.
Комиссия требует от соцслужбы оценить состояние здоровья человека по конкретной анкете. Комиссия посылает заявление соцслужбе, затем та посылает его заполненным обратно. И лишь потом принимается решение о пособии по уходу.
VDEĀVK вообще считает, что эту функцию следует делегировать соцслужбам на местах — особенно потому, что продолжительность жизни в Латвии растет, и нуждающихся в уходе пожилых жителей в стране становится всё больше. Как и заявлений на пособие.
С 1 марта VDEĀVK начала работать в новой информационной системе данных об инвалидности, соединенной и с системой e-veselībа, и с Дирекцией безопасности дорожного движения, и с муниципальными учреждениями. Врачей-экспертов обучают работе в ней — но пока не все ее освоили, и в самой системе еще бывают ошибки, так что и это замедляет рассмотрение заявлений.
Минблаг, где хорошо осведомлены об имеющихся проблемах, перебрасывает дела из загруженных отделений VDEĀVK в более свободные, а также собирается увеличить число специалистов, рассматривающих заявления. Финансирование на эти цели будет изыскано внутри бюджета министерства на будущий же год Минблаг запросит в госбюджете больше средств на оплату труда дополнительных сотрудников VDEĀVK.
Сейчас более чем 200 тысячам жителей Латвии присвоена инвалидность. Чаще всего это вторая группа (почти 92 тысячи человек), на втором месте — третья (более 87 тысяч), а первая группа присвоена 28 353 лицам.