РИГА, 11 июн — Sputnik. Результаты выборов в Европарламент показали, что самые дисциплинированные избиратели - это госслужащие, а русским Латвии европейские выборы неинтересны, сообщает Rus.LSM.lv.
Самая высокая явка на выборах была в Саулкрастском (73,9%), Адажском (55,13%), Марупском (53,22%) и Кекавском (51,48%) краях. Иными словами, евродепутатов выбрало "золотое кольцо" Риги. Интересно, что не сама Рига - явка в столице составила только 36,96%.
Самая низкая явка - в Латгалии: в Лудзенском крае на выборы пришли только 23,27% избирателей, в Резекненском - 20,79%, а в Даугавпилсе - 20,76%.
Политический обозреватель Rus.delfi.lv Данута Дембовская обратила внимание на то, что социальное расслоение повлияло на активность избирателей:
"Активно идут на выборы те, кто понимает свою выгоду: более образованные, те, кто вкушает плоды от власти, — во многом это часть самого политического истеблишмента, их друзья, знакомые. Люди, которые сталкиваются с системой госуправления и действительно знают, насколько Европа влияет на их жизнь.
То есть это не просто этническая явка, там разница — еще и вопрос социального расслоения вне зависимости от национальной принадлежности. И мы видим, что вот эта фрагментарность Латвии по социально-экономическому развитию проявляется в том числе и на выборах в Европарламент — может быть, больше, чем на каких-либо других".
Часть низкой явки в Латгалии объясняется еще и миграционно-демографическим фактором, помимо политического, добавила Сигита Струберга, генеральный секретарь Латвийской трансатлантической организации, преподаватель факультета политологии Латвийского университета:
"Многие молодые люди оттуда сейчас или в Риге, или за границей. И второе: мы прекрасно знаем по исследованиям, что есть отчуждение не только от Евросоюза, но и от собственного государства, от политической элиты.
И если мы посмотрим на коммуникацию последнего времени насчет Латгалии — для меня она кажется достаточно дикой в том смысле, что она, никоим образом не включающая. Представьте: даже когда мы говорили о 9 Мая, как звучали новости? "В целом в Латвии так — а вот там в Латгалии!.." Этот нарратив сам по себе строится, как будто Латгалию саму по себе уже стигматизируют. И это никак не помогает включать людей в страну".
Политолог Юрис Розенвалдс тоже обращает внимание на то, что Латгалия отчуждена от остальной Латвии.
"Если говорить о Латгалии и Риге, то главной причиной я бы обозначил отчуждение (в разных смыслах). В Латгалии это отчуждение следует рассматривать в социально-экономическом плане, если там уровень жизни чуть ли не в четыре раза ниже.
Когда-то раньше, в мирные времена, определенная часть населения региона — значимая часть, которую нельзя игнорировать, — пользовалась возможностями трансграничной торговли, "челночила", за бензином можно было в Беларусь съездить, и так далее — а сейчас этого нет. И притом ситуация экономическая не улучшается.
Думаю, если спросить среднестатистического жителя Латгалии, что он думает о Евросоюзе — то что-то не всегда там позитивное отношение".
Однако, по его мнению, экономика — не единственная причина низкой явки русскоязычных избирателей.
"А второй фактор — общий для Латгалии и для Риги — это то, что мы сейчас пожинаем в кавычках плоды той антирусской риторики, которая выплеснулась в последнее время.
Я не говорю о той части жителей Латвии, которая, к сожалению, может быть, спит и видит, как бы с восточного берега Зилупе пришел новый порядок. Я говорю о тех интегрированных и в общем-то лояльных русскоязычных жителях Латвии, которые себе задают вопрос: "А кто я тут?"
Это достаточно существенный вопрос. И это плохая новость с моей стороны", — полагает Розенвалдс.
Профессор Рижского университета им Страдыня Илга Крейтусе также считает низкую активность русскоязычного избирателя опасным признаком: если человеку не за кого голосовать, как бы не нашлась какая-то более расторопная партия, которая "подберет" этот "беспризорный" электорат, используя более реакционную идеологию и риторику.