Учебный процесс для второгодников усовершенствуют: есть возможность освоить деньги ЕС

В прошлом учебном году централизованные экзамены в 9-х классах не сдал 881 ученик. Их оставили на второй год — учить все заново и сдавать все экзамены. С 1 сентября Минобразования намерено усовершенствовать учебный процесс для тех, кто не смог получить аттестат
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 4 июн — Sputnik. До недавнего времени выпускникам 9-х и 12-х классов необходимо было сдать экзамены на 5% из максимальных 100%, чтобы получить аттестат об основном или среднем образовании. С прошлого учебного года минимальный порог стали поднимать. Планировалось, что каждый год он будет вырастать на 5%, пока не дотянется до 20%, что все равно ниже, чем в среднем по Евросоюзу.
Уже на первом шаге, когда выпускной балл подняли до 10%, число неуспевающих в Латвии критически выросло. Свою усложняющую роль сыграло и то, что реформа Skola 2030 изменила содержание экзаменов, а оценки теперь выставляются по новой формуле в процентах. В итоге проходные 10% не гарантируются даже "четверками" и "пятерками" по итогам года. Кроме того, выпускники школ нацменьшинств, которые обучались по билингвальной программе, в прошлом году впервые сдавали экзамены наравне с девятиклассниками латышских школ.
"Школа-2030" ничему не учит: Минобразования ищет способы замаскировать проблему
Раньше 9-й класс не могли окончить 500—600 детей, в прошлом году аттестат не получил 881 ученик, некоторые ученики не сдали по 2-3 экзамена. 273 неуспевающих девятиклассника — старше 18 лет (после этого возраста уходят на экстернат). Некоторые школьники испытывают сложности с учебой не первый год.
В связи с новой системой оценивания многие школьники в прошлом году подали апелляции, и часть оценок была исправлена, став выше проходного минимума. Число апелляций в 9-м и 12-м классах в прошлом году было рекордным — почти в шесть раз больше, чем годом ранее. Общую печальную картину это не спасло. Были школы, где средняя оценка за экзамен — 5,5%, а из 324 выпускников экзамен не сдали 99.
Опрос учебных заведений показал, что 27% учеников, не сдавших экзамены, испытывали трудности с обучением (в том числе языковой барьер), 62% слабо мотивированы учиться, они часто пропускают уроки, 11% задокументировали серьезные проблемы со здоровьем.
До сих пор неуспевающие девятиклассники оставались в школе на полноценный учебный год, за время которого полностью проходили всю программу, которую должны были освоить годом ранее. После этого они заново сдавали все экзамены, в том числе и те, по которым годом ранее у них были хорошие оценки. Принято решение предложить более эффективную формулу.

Что предлагает министерство образования?

В новом учебном году проходной порог оценок за централизованные экзамены до 15% решили поднять только для двенадцатиклассников. Ведь среднее образование в Латвии — необязательное. Для основной школы остается прежний минимум — 10%.
Как рассказала заместитель госсекретаря МОН Кристине Ниедре, уже с января в министерстве разрабатывают формулу, как усовершенствовать процесс для школьников, которые не сдали экзамены в 9-м классе, и создать поддерживающие механизмы.
"Школа передаст полный пакет информации на каждого неуспевающего девятиклассника в управление по образованию его административной территории, — рассказала Ниедре. — Ситуацию оценит рабочая группа, куда войдут социальная служба, сиротский суд, психолог и представители управления. Вместе с родителями и школьником они создадут трехсторонний договор о сотрудничестве по разработке программы выхода из ситуации".
В силе прежняя формула: можно повторно отучиться в 9-м классе своей школы или другого учебного учреждения. Но, по согласованию с родителями и школой, ученика могут освободить от изучения предметов, в которых он уже был очень успешен и которые не намерен продолжать на этапе среднего образования (если оно в планах). Например, музыку можно отменить, а вот латышский и английский языки, если школьник хочет потом получать среднее образование, ему надо будет пройти еще раз.
Точно надо будет пересдавать только те централизованные экзамены, которые школьник не дотянул до минимума. На сегодня это 10%, но в следующем году могут поднять до 15%.
В освободившееся время неуспевающему девятикласснику предложат мероприятия под руководством ментора или привлеченного карьерного консультанта — он ознакомит подростка с возможностями получения профессий и квалификаций, а также наметит план поднятия уровня мотивации к учебе, выяснив причины неуспеваемости. В случае необходимости школьнику организуют консультации психолога, социального педагога и так далее.
Вместе с родителем и учебным заведением будет составлен индивидуальный план для каждого школьника — по нему он и будет двигаться навстречу новой попытке успешно сдать централизованные экзамены.

Освоить еврофонды

На этапе апробации с нового учебного года будет доступно финансирование из еврофондов, сообщила Ниедре. На эти деньги школы могут оплачивать услуги менторов. Это может быть кто-то из педагогического коллектива учебного заведения или привлеченный со стороны специалист.
"Можно остаться и при существующей формуле. Но, думаю, школы будут заинтересованы освоить финансирование на ментора и индивидуальные консультации", — считает Ниедре. Правда, сколько денег выделят на каждого ученика, она затруднилась сказать.
Не повышать порог успеваемости и разрешить много пересдач: куда ведет "Школа 2030"
В изначальном плане предполагалось, что такой школьник сможет за год получить какое-то ремесло в профессиональном учебном учреждении. Но решили не ограничивать школьника узким кругом профессий, а запустить программу поднятия мотивации и профориентации. В процессе пилотного года программу выравнивания будут корректировать.
Если желание есть и возможности, такой школьник может параллельно индивидуальной программе обучения еще и работать. "Но образование и успешная сдача экзаменов — в приоритете", — подчеркивает Ниедре.
Составляя свою программу, Латвия анализировала европейский опыт.
По словам Ниедре, подобная программа хорошо зарекомендовала себя в Дании — там она работает на уровне среднего образования. "Впоследствии мы можем это применять и там", — считает он..
В Финляндии есть схожая концепция выравнивающего года. "Нам есть куда расти — можно не столько работать с последствиями, сколько над профилактикой. Чтобы поддерживающая программа помогала не тем, кто не сдал экзамены, а тем, кто потенциально недотягивает. Можно, например, запустить программу с 8-го класса: усилить мотивацию отдельных школьников, чтобы впоследствии проблемы со сдачей ее возникло".
Конечно, нельзя исключать вероятности, что 9-классник не сможет сдать экзамен и через год. Но остаться в 9-м классе на третий год не получится. "Когда ребенку исполняется 18 лет, у него остается возможность обучаться экстерном — это другая форма.