РИГА, 31 мая — Sputnik. Сколько денег за содержание стариков в домах престарелых должны вносить самоуправления, сами пенсионеры и их дети, разбирается BB.lv.
В начале нынешнего года многие пансионаты для престарелых увеличили плату за проживание. В частности, выросли цены в небогатой Латгалии — в Лудзе и Резекне на 100 евро, а в Резекненском крае на 400 евро, и ежемесячная плата в пансионате уже составляет 1400 евро.
Как оказалось, все больше родственников пожилых людей не могут оплатить услуги домов престарелых, и это приходится делать муниципалитетам.
"Если совершеннолетнее лицо помещается в социальный центр, оно должно платить за услугу 85% от выплаченной ему пенсии (включая доплату к ней) или других выплат. После оплаты за упомянутую услугу в распоряжении лица должно остаться не менее 15% выплаченных ему платежей Агентства государственного социального страхования", — поясняет директор департамента социальных услуг и политики инвалидности Министерства благосостояния Алдис Дудиньш.
Однако пенсия может не покрыть всю сумму расходов на проживание в социальном центре - треть пенсионеров в Латвии получают меньше 500 евро. В таком случае к платежам должны подключаться кормильцы.
Согласно закону о социальных услугах и социальной помощи кормильцем является лицо, которое обязано заботиться о своем супруге, детях или родителях. В связи с этим внуков не обязывают платить за социальные услуги для бабушек и дедушек. Однако обязанность взрослых детей содержать своих детей и родителей устанавливается и Гражданским законом.
Кормилец освобождается от этой обязанности, если он имеет статус нуждающегося лица или если доказано, что родитель, получающий услугу ухода в центре социального обслуживания, не заботился о ребенке.
Если ни сам пожилой человек, ни и кормилец не в состоянии оплатить услугу, расходы покрываются из бюджета самоуправления. Муниципалитеты Риги и Тукумса, в частности, полностью освободили кормильцев от оплаты за социальные услуги.
В то же время очереди на проживание в домах престарелых растут. В Резекненском доме престарелых нет свободных мест, и 24 человека ждут своей очереди, притом что в учреждение принимаются только задекларированные в городе жители.