РИГА, 31 мая — Sputnik. На границе Латвии с Россией и Беларусью выстроились большие очереди из грузовиков, рассказал глава ассоциации перевозчиков Latvijas Auto Александр Поцилуйко.
"Те перевозчики, которые везли [грузы в РФ и Беларусь], допустим, через Украину – из Сербии, Венгрии, болгарские перевозчики – они все едут сюда. Потому что через Украину сейчас проезда никакого нет, а границы Польши и Беларуси тоже в основном закрыты. Они все едут через наши две оставшиеся границы, которые открыты с Российской Федерацией [КПП "Терехово" и "Гребнево" с латвийской стороны]. В связи с этим там очень печальная, критическая ситуация", – пояснил он.
Прохождение границы серьезно замедляют проверки груза – каждую машину обыскивают на предмет провоза товара из санкционных списков.
По словам Поцилуйко, грузовики могут стоять в очереди на границе Латвии с Россией и Беларусью по 12-15 суток. При этом данный процесс можно значительно ускорить, введя электронную очередь.
"Это наша больная точка уже много лет. Мы с этой инициативой выступали, даже предлагали сами эту программу финансировать. Такая программа работает у всех – у финнов, у эстонцев, у литовцев, у белорусов", – отметил он.
Система электронной очереди работает следующим образом: сначала на специальном портале водитель заполняет бланк, в котором указывает номер авто, прицепа и экспортной декларации. Далее, обработав данные, система выдает день и время пересечения границы.
"Водитель приезжает, скажем, за 3 часа до нужного момента. Он не стоит там сутками, он просто приезжает когда надо, а до того может заниматься другой работой на территории Европы или просто сидеть дома", – объяснил Поцилуйко.
На данный момент в Латвии есть система очереди на границе, однако она "из прошлого века".
"Машина подъезжает к очереди, потом к ней подъезжает пограничный экипаж, который выписывает талончик, вписывает номер машины, номер прицепа, фамилию водителя", – описал ситуацию глава ассоциации.
По мнению Поцилуйко, данная система крайне неудобна, поскольку водитель никуда не может отъехать после того, как ему вручили талончик.
"Плюс государство несет большие расходы. Я общался вчера с дорожными службами – у них в год уходит на уборку только вот этих приграничных территорий 100 тысяч евро. У Пограничной службы только на вот эту функцию выписывания талона и его доставки – 120 тысяч. Это же никому не нужные расходы, можно направить ресурсы в правильное русло, сделать нормальную систему, которая уже есть [в мире], сделать терминалы…" – добавил он.