РИГА, 29 мая — Sputnik. Да, это общая "традиция" политиков (и не только в Латвии!) – о непопулярных решениях сообщать вскоре после выборов, пишет газета "Сегодня".
Так случится и на сей раз – план налоговых изменений рабочая группа Минфина и правящая коалиция собираются обнародовать перед Лиго, то есть уже после выборов в Европарламент, которые пройдут 8 июня.
При этом правящие политики уверяют, что они сами еще не знают, какие именно изменения в налоговой системе предложат эксперты Минфина. Хотя политики предполагают, что, скорее всего, один из сценариев будет содержать снижение налогов на рабочую силу – то есть подоходного налога с населения и, возможно, социального налога.
Но чудес не бывает: если снижаются налоги на труд, то, значит, необходимо повысить другие налоги, чтобы компенсировать возможные потери доходной части.
Один из вариантов – ввести большую прогрессивность. То есть повысить ставку подоходного налога в отношении больших зарплат. Со стороны депутатов фракции "Прогрессивных" уже прозвучало предложение взимать существенный налог с дивидендов, начиная от 30 тысяч евро.
Поскольку министр финансов Арвилс Ашераденс неоднократно говорил о необходимости переложить налоговое бремя на потребление, то логичным было бы повышение НДС – к примеру, на эксклюзивные товары и услуги, при одновременном снижении НДС на лекарства и услуги общепита, что уже обсуждается годами!
Правящим предстоит не только решить вопрос о налоговых ставках, но и о времени введения этих изменений – со следующего года или с 2026-го. Рискнем предположить, что основные изменения будут введены с 2025 года, ведь 2026-й – это год выборов в Сейм, и едва ли правящие рискнут в выборный год вводить непопулярные решения.
Главное опасение властей – не приведет ли снижение тех или иных налогов к резкому уменьшению поступлений в казну. Ведь реальность такова, что экономика в Латвии пока явно не демонстрирует бурный рост. И хотя в следующем году прогнозируется чуть ли не удвоение роста ВВП (2,8–2,9 вместо 1,4% от ВВП), это еще, во-первых, только прогноз, а во-вторых – и такой рост может не дать желаемого налогового эффекта.
Отдельная тема – налог на недвижимость. Как известно, чтобы избежать его резкого повышения, еще позапрошлый Сейм ввел "традицию" замораживать рост кадастра. Предыдущий – 13-й – Сейм эту "традицию" продолжил и заморозил рост кадастра аж до 2025 года.
Очевидно, что больше продлевать этот мораторий на рост кадастра власти не будут, особенно учитывая, что за последние 7–10 лет ситуация в сфере недвижимости заметно изменилась, и кадастровую стоимость следует "подогнать" под реальную ситуацию. А значит, с 2026 года следует ожидать изменений в кадастровой стоимости.
Как известно, размер налога на недвижимость зависит в первую очередь от кадастровой стоимости. И вот на днях Минфин подготовил объемное информационное сообщение "Оценка ситуации с налогообложением объектов недвижимости и дальнейшие сценарии".
Сами авторы доклада признают, что если в Латвии налогом на недвижимость облагается всё – и жилье, и нежилые помещения, и другие объекты недвижимости, и земля, то в Литве – земля, только отдельные строения и постройки, а также жилые помещения стоимостью от 150 тысяч евро. В Эстонии же налог на недвижимость взимается лишь за землю.
Справедливости ради заметим, что в Латвии самоуправления, в бюджет которых и поступает весь доход от этого налога, могут применять скидки на налог на недвижимость – в отдельных муниципалитетах скидка составляет аж 90% от базовой суммы налога! Кроме того, определено, что самоуправления могут взимать налог в размере от 0,2 до 3% от кадастровой стоимости, но при этом ставка, превышающая 1,5% от кадастра, применяется к объектам недвижимости, которые неподобающим образом содержатся.
В докладе Минфина авторы честно признаются, что пересмотр кадастра приведет к увеличению кадастровой стоимости – особенно в крупных городах и пригородах. Предполагается, что, к примеру, в Риге и Юрмале кадастр может вырасти аж в 2,5 раза.
Но это еще не означает, что во столько же вырастет и налог на недвижимость. Ведь, во-первых, самоуправлениям сохранят право применять скидки на налог на недвижимость, а во-вторых, могут быть введены потолки на данный налог, то есть максимально допустимый размер налога. Но в любом случае последнее слово – за политиками.
Многие из этих политиков, в том числе и те, кто сейчас находится у власти, в свое время обещали сделать так, чтобы вообще не нужно было платить данный вид налога на единственное жилье. Интересно, "вспомнят" ли они теперь о своем обещании? Об этом мы узнаем… после выборов в Европарламент. А может, даже и после выборов в самоуправления – в июне следующего года.