РИГА, 20 мая — Sputnik. "Все, наверное, уже слышали новости о катастрофе проекта Rail Baltica, о том, что весьма вероятно, от этого прекрасного проекта у нас останутся сувенирами какие-то сваи в Даугаве стоимостью в десятки миллионов евро, странное сооружение в Рижском аэропорту и еще более странный, никому ненужный павильон в центре Риги", - саркастически прокомментировал ход строительства железнодорожной трассы публицист Лато Лапса.
"Это, пожалуй, даже хорошая новость по сравнению с тем, в какой огромной финансовой яме оказалась бы Латвия, если бы этот проект действительно был реализован, и нам пришлось бы каждый год покрывать огромные затраты на него, потому что именно так устроен этот так называемый бизнес-проект", - добавил он, комментируя недавно опубликованный прошлогодний отчет акционерного общества RB Rail.
"Если бы мы поверили этому обзору и безгранично восторженному отчету руководства, подобный которому я читал в годы распада Советского Союза, должна была бы возникнуть мысль, что на самом деле все лгут и с проектом все обстоит в лучшем виде", — говорит Лапса.
Чтобы подтвердить смою мысль, Лапса зачитал несколько цитат из упомянутого отчета.
"Компания осознает решающее значение корпоративного управления в успешной реализации глобального проекта RB. Четкая система принятия решений гарантирует, что решения принимаются совместно, на основе достоверной информации и в соответствии с целями реализации проекта, - привел отрывок публицист и напомнил - Это сущие пустяки, что еще неизвестно, куда пойдет трасса, будут ли включены аэропорт и центральный вокзал, или нет. Это чепуха, главное – другое".
"В 2023 году компания продолжила разработку и пересмотр внутренней нормативной базы, чтобы обеспечить ее соответствие лучшим корпоративным практикам и практикам реализации мегапроектов", - продолжил цитирование Лапса.
"Значит, то, что мы наблюдаем в хаосе и разрухе RB, — это лучшая практика реализации мегапроектов. Так тут написано черным по белому. Что происходит в Латвии? Оказывается, в Латвии все просто отлично, если верить застройщику RB", - прокомментировал Лапса отчет.
В 2023 году в Латвии завершилось проектирование инфраструктуры трассы длиной более 110 км, в том числе – депо подвижного состава и железнодорожный мост через Даугаву (те самые бесполезные сваи, напомнил Лапса). Также публицист напомнил, что под строительство обеспечено всего 14% необходимых земельных участков, для 31% участков процесс экспроприации до сих пор не завершен.
Проект Rail Baltica предусматривает создание железнодорожной линии европейского стандарта колеи от Таллина до литовско-польской границы, чтобы страны Балтии могли быть связаны с другими европейскими странами по железной дороге с максимальной скоростью движения поездов 240 километров в час.
Rail Baltica включена в Европейскую транспортную сеть (TEN-T), транспортные коридоры которой должны быть введены в эксплуатацию к 2030 году, и страны, в которых реализуются проекты TEN-T, взяли на себя такие обязательства. В то же время ясно, что для завершения проекта до 2030 года предусмотренного в настоящее время финансирования не хватит.
Изначально стоимость строительства латвийского участка Rail Baltica оценивалась примерно в 2 млрд евро. Прошлой осенью уже появились новые данные: железнодорожный проект может стоить в четыре раза дороже – уже около 8 млрд. При этом Rail Baltica запаздывает по многим позициям: и с проектированием, и с отчуждением земли, и с разработкой строительных проектов.
Рижский участок магистрали, проходящий через Центральный железнодорожный вокзал и рижский аэропорт, в настоящее время является наиболее сложным в том числе с точки зрения времени, поскольку расторгнут договор с его проектировщиком, испанской компанией IDOM, а это может задержать строительство еще на два года.
На этом фоне руководство совместного предприятия стран Балтии RB Rail разрабатывает различные сценарии, какие участки проекта можно вычеркнуть на первом этапе реализации. В ходе дискуссии предлагаются варианты, согласно которым к 2030 году будет построена только линия, которая со стороны Эстонии через Саласпилс уходит на Иецаву и дальше в Литву. А соединение с Ригой предлагается создавать уже потом — за счет отдельной железной дороги. Практически все эти сценарии предусматривают отказ от строительства нового железнодорожного моста в Риге.