РИГА, 15 мая — Sputnik. Европейский вещательный союз (EBU), организатор скандального конкурса песни "Евровидение" оказался в центре очередного скандала, на этот раз политического, пишет Politico.
У EBU была трудная неделя. В преддверии финала Евровидения в Мальмё собрались тысячи протестующих, многие из которых размахивали палестинскими флагами. Вице-президент Еврокомиссии Маргаритис Схинас также раскритиковал решение EBU запретить флаги ЕС во время субботнего финала.
Но, как оказалось, после окончания конкурса проблемы вещательного союза только начались.
EBU пригласил политические фракции принять участие в своих больших дебатах 23 мая, за две недели до выборов в Европарламент. Однако ни крайне правая фракция "Идентичность и демократия" (ID), которая, согласно опросу Politico, станет третьей по величине силой в следующем созыве Европарламента,, ни правые "Европейские консерваторы и реформисты" (ECR) не будут допущены к дебатам.
"Мы видим, что существует цензура [со стороны] европейских общественных вещателей", — сказал Андерс Вистисен, евродепутат из Дании (ID).
Это решение придаст веса словам правых о том, что они недемократично отстранены от важных ролей в Европарламенте — "санитарный кордон" не позволяет им возглавлять комитеты и вести законодательные переговоры.
И не только внутри парламента крайне правые чувствуют себя исключенными: в прошлом месяце три брюссельских политика попытались закрыть Национальную конференцию консерватизма, встречу крайне правых в Европе с участием Найджела Фараджа и Виктора Орбана.
В чем же причина цензуры со стороны EBU? Дело в том, что эти фракции отказываются назвать своего кандидата на пост главы Еврокомиссии.
Сам Вистисен определенно ведет себя как потенциальный глава Еврокомиссии, даже если его шансы на это равны нулю: он начал свою речь на дебатах в Маастрихте с изложения своего плана по увольнению 10 000 государственных служащих ЕС.
Однако ID официально не назвала его Spitzenkandidat, ("ведущий кандидат" — перевод с немецкого). Этот термин относится к неофициальному соглашению, используемому большинством политических фракций в парламенте с 2014 года. Оно дает Европарламенту больше влияния при избрании президента Еврокомиссии.
ID и ECR отвергают процесс Spitzenkandidat как злоупотребление полномочиями со стороны парламента, который, согласно договорам ЕС, не имеет права выдвигать кандидата на пост президента Еврокомиссии.
Кроме того, процесс был скомпрометирован в 2019 году, когда депутаты Европарламента выбрали главой Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен вместо победившего Spitzenkandidat — Манфреда Вебера от Европейской народной партии.
Даже политики, выступающие против крайне правых, раскритиковали решение EBU не разрешать им участвовать в дебатах. Но вещательный союз стоит на своем.