Отказ от русского как второго иностранного: преподавание других языков будет вдвое дороже

При организации удаленных уроков для учеников нескольких школ придется платить и педагогу, и учителю, который будет находиться непосредственно в классе и следить за порядком
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 7 мая — Sputnik. Уже в ближайшем будущем перед множеством сельских школ встанет серьезная задача – обеспечить для детей возможность изучения какого-либо языка стран Евросоюза вместо привычного русского. Решения этой проблемы уже начали искать в Рубенской начальной школе Валмиерского края. Правда, директор подчеркнул: чтобы школа давала качественное образование, самое главное – это четкая и стабильная система.
Сейчас учащиеся Рубенской начальной школы в качестве второго иностранного изучают русский язык. Директор школы Иварс Адамсонс рассказал, что пока никто из родителей не говорил, что его ребенок уже в этом году может отказаться от изучения русского языка, если Сейм примет решение об этом в окончательном чтении. Однако, если бы это произошло, школе было бы практически невозможно уже в следующем учебном году обеспечить изучение другого второго иностранного языка. "Мы предлагаем детям дополнительный урок английского языка. А захочет ли он пойти к учителю на дополнительные уроки английского? Вряд ли", – признал педагог.
Аргументы директора Рубенской начальной школы по поводу наличия учителей второго иностранного языка выслушала министр образования и науки и признала – для сельских школ это действительно будет серьезная проблема. Однако Анда Чакша подчеркнула, что принятое кабмином решение о постепенном отказе от изучения русского как второго иностранного языка является вопросом госбезопасности. Поэтому до 2026 года нужно совместными усилиями решить вопрос наличия преподавателей языка. "Школа может заключить договор с какой-нибудь соседней школой, где такой преподаватель языка есть. Мне кажется, придется подумать и о возможностях дистанционного обучения. Конечно, используются все инструменты: мы стараемся с помощью стипендий привлечь тех, кто уже есть на рынке труда, хотя, возможно, они не работают учителями, но, получив квалификацию учителя, он сможет работать в школе хотя бы по несколько часов в неделю", – считает Чакша..
Об идее министра Адамсонс высказался критично: "Предложение министра о дистанционном обучении мне не особо понравилось – нужно учесть, что даже при "удаленке" какому-нибудь учителю нужно будет платить за это – ему нужно будет сидеть в классе. Получается, что нам нужно будет финансирование чуть ли не в двойном объеме".
Директор отметил, что для привлечения учителя европейских языков придется сотрудничать нескольким сельским школам края – только так на начальном этапе можно будет обеспечить учителю полную нагрузку.
В ходе встречи с министром директор Рубенской школы заявил, что, на его взгляд, работники образования постоянно получают все новую и новую информацию о различных изменениях в отрасли, что вызывает неопределенность и беспокойство. "Мы хотим, чтобы система была разработана так, чтобы мы понимали, к чему движемся. В тот момент, когда мы поймем, что это за система, мы сможем судить, хороша ли она, работает ли, есть ли в ней недостатки и как их устранять".
Чакша же со своей стороны выразила удовлетворение тем, что Валмиерскому краю удалось принять решение о сети школ на своей территории, выразив обществу четкую позицию о том, что важна каждая школа. "Чтобы жители понимали: ближайшие семь-десять лет школа будет, и мы можем смело отправлять туда детей", - пояснила политик.
В Сейме не поддержали отказ от русского как второго иностранного в 10-12-х классах
В ходе встречи министр образования и науки подчеркнула, что работа по балансированию нагрузки и оплаты труда педагогов еще продолжается. Латвийский профсоюз работников образования и науки планирует по этому вопросу провести 21 мая пикет, но Чакша не видит такой необходимости.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что изменения, предложенные Минобразования, предусматривают, что с 2026/2027 учебного года школы должны будут постепенно предлагать ученикам в качестве второго иностранного языка на уровне основного образования один из официальных языков ЕС или стран – членов Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) либо иностранный язык, регулируемый межправительственными соглашениями об образовании. Русский язык не входит в их число.
Школьники, которые к 1 сентября 2025 года начнут в качестве второго иностранного изучать русский язык, смогут продолжать изучать его до завершения основной школы. Таким образом, к 2030 году последние школьники, выразившие желание учить русский, завершат обучение.
Предполагается, что в ближайшее время фактически аналогичные поправки к закону "Об образовании" утвердит в третьем чтении Сейм.
Во время публичного обсуждения нового стандарта образования было получено много возражений. Однако их не учли.