РИГА, 6 мая — Sputnik. Расходы на заграничные командировки стали причиной отставки Кришьяниса Кариньша с поста главы МИД. В том, как, куда и на какие деньги ездят в командировки другие члены правительства Эвики Силини, разбирается передача De Facto Латвийского телевидения.
С того момента, как Виктор Валайнис стал министром экономики, он был всего в одной командировке за пределами Латвии - в Штутгарте (Германия). Он поясняет, что делает упор на том, что нужно сделать дома - например, привести в порядок бизнес-среду.
"Если бы я соглашался на все мероприятия, куда меня приглашали, меня бы в Латвии сейчас вообще не было. Вы бы меня сегодня не встретили и, скорее всего, очень долго бы не встретили, я мог бы путешествовать по всему миру с утра до вечера", - говорит Валайнис.
Похожие аргументы у министра образования Анды Чакши, которая за последние полгода была всего в двух командировках - во французском Страсбурге и эстонском Таллине.
"Есть командировки, в которых мне, к сожалению, принять участие не удалось, они были связаны с вопросами развития. Например, только что в Сингапуре был очень важный конгресс, но действительно - из-за нынешней ситуации мы продолжаем работать над моделью финансирования, над балансированием нагрузки, и дискуссии с другими министерствами мне очень важны", - говорит Чакша.
В трех командировках с момента утверждения этого правительства были министр юстиции Инесе Либиня-Эгнере и министр благосостояния Улдис Аугулис.
"О каких-то конференциях - у меня есть, конечно, ответственные работники, которые оценивают, на каком уровне они проходят, является ли это уровнем министра и нужно ли это, потому что мое мнение таково, что просто министрам не нужно ездить на каждое мероприятие и зря тратить деньги", - говорит Аугулис.
Премьер-министр Эвика Силиня и министр обороны Андрис Спрудс каждый были в 16 командировках. Впрочем, командировки Спрудса были продолжительнее: он провел за границей больше времени, чем премьер-министр, и чуть меньше, чем глава МИД. Например, объединенный визит Спрудса в США и Канаду продолжался 10 дней, а Швецию он посещал дважды.
Министр культуры Агнесе Логина в ОАЭ посетила конференцию ЮНЕСКО о культурном и художественном образовании и представила Латвию на Саммите правительств мира, а оттуда полетела на Берлинский кинофестиваль, где присутствовала на премьере фильма латвийского режиссера Дависа Симаниса "Молчание Марии".
На конференцию ООН по климатическим изменениям в Дубае в декабре прошлого года летали не только министр энергетики и климата Каспарс Мелнис, но и министр сообщения Каспарс Бришкенс и министр здравоохранения Хосам Абу Мери.
В марте Бришкенс был единственным министром на конференции в Бельгии, посвященной будущему авиации. На вопрос, было ли министрам других стран неинтересно находиться рядом с представителями крупнейших авиакомпаний, Бришкенс ответил "возможно".
"Я рад, что у меня была возможность быть на мероприятиях такого рода. Мне жаль, что там немного министров других стран, но этим я обозначаю, насколько стратегически важной для Латвии сферой является авиация", - сказал он.
Различается и размер сопровождающих делегаций. Чаще всего это два-три человека. Не считая премьера, самые большие делегации собирали министры обороны и иностранных дел.
"Команда в целом, конечно, очень важна. Так как в команде представлены люди моего бюро, конечно, важно, чтобы были люди из министерства. Человек, который все протоколирует. Здесь важно, чтобы были люди, которые в большей мере создают отношения с медиа", - говорит Спрудс.
Часть министров - например, земледелия, финансов, внутренних дел, благосостояния или здравоохранения - отдают предпочтение ведущим чиновникам. Министра сообщения Бришкенса в упомянутый период времени в командировках сопровождал только советник из бюро.
"Если я еду, я пытаюсь взять с собой чиновника, который является экспертом в этом вопросе, чтобы он был рядом, а потом продолжал работать с этим", - говорит Хосам Абу Мери.
Кариньша, когда он был главой МИД, кроме других членов делегаций в командировках, в том числе в ходе визитов в Японию и США, регулярно сопровождала консультант, создающая контент для соцсетей.
Расходы на поездки сложно сравнивать из-за разных пунктов назначения, кроме того, бывают и разные неожиданности. Например, один раз гостиница для министра обороны на две ночи в Брюсселе обошлась в 1280 евро. Министерство поясняет, что тогда был настолько высок спрос, что всю делегацию даже не удалось разместить в одной гостинице.
Единственным из министров, кто регулярно пользовался бизнес-классом для перелетов, был Кариньш. Силиня летает бизнес-классом иногда, а остальные министры использовали для полетов экономкласс.
"Мы летаем только экономклассом. К тому же просили авиакомпании подобрать время и посмотреть и другие авиакомпании. Нужно признать, что часто наши ответственные компании, которые это организуют, не предлагают [все возможности]. Я говорю о Ryanair, например, у которой иногда удобное время полетов, если нужно попасть в Бельгию", - говорит министр защиты среды и регионального развития Инга Берзиня.
Кариньш также единственный, кто дважды использовал VIP-зал. В МИД поясняют - это было необходимо, чтобы гарантировать попадание министра и делегации на рейс незадолго до начала посадки.
Ранее в министерствах практиковалась 20-процентная надбавка к суточным министра во время командировок. Госконтроль, проверяя полеты Кариньша, счел это разрешенной, но нежелательной практикой. Некоторые министерства уже перестали начислять эту надбавку, другие рассматривают возможность ее прекращения.