Сергей Муливанов: "Хочешь победить врага, воспитай его детей"
Гражданские активисты в Латвии на вес золота. Тех, кто еще не сидит, не находится под следствием и не опустил руки, – единицы
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенРИГА, 23 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. Один из оставшихся активистов – это Сергей Муливанов. Поговорили с ним о ситуации в Латвии, о русских детях, которых лишили возможности учиться на родном языке, о прошлом и настоящем страны. А начал я разговор с вопроса, который напрашивается сам собой: почему Сергей не боится высказывать свои мысли публично, когда за это пострадало уже достаточно много жителей Латвии?
"У меня нет задачи как-то похоронить Латвию, сделать ей что-то плохое. Я, наоборот, стремлюсь к тому, чтобы Латвия жила в добрососедстве со странами-соседями, с уважением относилась ко всем, кто проживает на ее территории. Соответственно, бояться мне нечего. Единственно, что у нас законодательно запрещено – восхвалять действия России на Украине. То есть говорить об этом правду у нас чревато, поэтому мы не будем обсуждать действия России на Украине", – сразу обозначил "красные линии" Сергей.
Даже при фашистах образование на русском оставалось
Ситуацию с русскими детьми в Латвии Сергей Муливанов начал рассказывать с истории – "из глубины веков, как европейцам удалось еще в 1200-х годах завоевать территорию сегодняшней Латвии".
"Они приплыли сюда, взяли или поменяли на что-то местных детей, привезли в Германию, и потом один из них по имени Каупо даже побывал у Папы Римского. Там они воспитали манкуртов, которые вернулись назад крестоносцами и огнем, и мечом покоряли будущую Латвию. Это так – урок из истории. Примерно аналогичную ситуацию в девяностых годах нам озвучивал Киссинджер – хочешь победить врага, воспитай его детей. Именно это они сейчас и пытаются сделать", – говорит Сергей Муливанов.
Он также приводит в пример 20-е годы прошлого столетия, когда принимался закон об образовании в Первой республике. В нем было обозначено, что язык, на котором учился ребенок, определяли родители, поясняет Муливанов. У детей было право получать образование на родном языке, и оно оплачивалось государством.
"Мои предки жили на улице Матиса и рядом – на улице Авоту/Бруниниеку в школе был класс, в котором детей учили на эстонском языке и в том числе был один класс, в котором факультативно преподавали даже ливский язык. Естественно, после прихода к власти Улманиса все это позакрывали. Уничтожено было образование на латгальском языке. Оставили часть русских школ, школы нацменьшинств перепрофилировали. Потом пришли к власти социалисты, те кто за равенство – в 1940 году. Потом фашисты. Но даже при фашистах образование на русском языке в Риге оставалось. Да, оно было урезано до четвертого класса, но сам факт – оно было", – поражается собеседник.
В советское время Москва закрывала глаза на то, что латышские партийные функционеры не восстановили школы на ливском и латгальском языках, продолжает Муливанов. А после заката СССР гонения начались и на образование на русском языке в Латвии. Вначале "подрезали высшее образование", дальше в 2004 году перевели русские школы в процентное соотношение 60 на 40, а сейчас полностью запретили учиться на русском языке – даже в частных школах и вузах. И способствовали этому, по мнению Муливанова, первые послы России в Латвии, которые заигрывали с латышскими националистами и не интересовались судьбой русского населения.
"Могу вспомнить многих, но один из послов – колоритная личность. Когда к нему в 2004 году пришли наши родители и рассказали, что наступает школьная реформа, спросили: что делать? Попросили помощи. Он что сделал? Вызвал охранника и сказал: "Гони их отсюда". Есть статья у меня: "Пока нефть в цене, не до меньшинств". Это как раз фраза того посла, который заявил: не мешайте нам делать бизнес", – утверждает Сергей Муливанов.
Русским детям – русские школы, пусть и удаленно
Русские политики по-разному пытались бороться за русские школы, но итог один – русских школ в Латвии нет, говорит активист. В России эта ситуация воспринималась с сочувствием, начиная с 1994 года менялись законы и законодательные акты в отношении соотечественников; решалось, как именно можно было бы помочь, как организовать процесс, чтобы русские дети за границей России могли учиться на родном языке.
Муливанов говорит, что перед пандемией писал во все инстанции, даже в Кремль: "У нас катастрофическая ситуация, нас ассимилируют. Помогите чем можете". Но в тот момент это ни к чему не привело.
Однако с наступлением пандемии стало понятно, что образование может быть и дистанционным.
"Берем статистику – только в Латвии проживает от 45 тысяч до 52 тысяч граждан России, из них около 5 тысяч детей школьного возраста. Это дети, в отношении которых необходимо соблюсти Конституцию России и обеспечить право на образование. Но наступает коллапс, потому что за образование отвечают у нас так же, как и в России, – регионалы и федералы, два способа финансирования. Что произойдет в случае дистанционного образования – эти дети не относятся ни к одному региону России, они не имеют привязки по региональному признаку, значит, все будет ложиться на федеральный бюджет", – поясняет Сергей Муливанов.
Активист считает, что у депутатов Госдумы РФ не хватает политической воли, чтобы заняться этими детьми. В пример он приводит опыт Украины, которую покинуло, по разным оценкам, около 10 миллионов человек – уехали как на Запад, так и в Россию. И которая ввела две системы образования. Муливанов говорит, что, даже находясь в той же Латвии, украинские дети, получая образование в латвийских школах, раз в неделю должны дистанционно заниматься по украинским программам – сдавать контрольные, экзамены, чтобы получить аттестат образования Украины. Это очень не нравится латвийским властям, в Латвии привычно настаивают на ассимиляции украинских детей, но ничего из этого не выходит.
При этом у русских детей возможности учиться на родном языке до недавнего времени вообще не было. Только сравнительно недавно за русских детей взялся Санкт-Петербургский государственный университет. Гражданский активист из Резекне Вадим Гилис съездил в Петербург к своим знакомым, связанным с университетом, и попросил устроить что-то вроде воскресной школы для старшеклассников из Латвии, чтобы помочь подготавливаться к экзаменам в вуз, уточняет Муливанов. Спустя пару лет инициативу перехватило Сообщество родителей в Латвии и лидер этой организации Юлия Сохина. И сейчас занятия в этой воскресной школе посещают ученики начиная с 5-го класса.
"И там почти 2 тысячи детей только из Латвии. Занятия проходят и, надо отдать должное, практически повторяют школьную программу, которая утверждена в России, помогают понять общие предметы – физику, химию, географию. Я слушал некоторые лекции, честно говоря, даже я начинаю вспоминать что-то, что когда-то учил в школе. И вот в прошлом году, понимая, что ситуация совсем тупиковая, СПбГУ идет навстречу и пытается открыть уже полноценную школу. Опять же с пятого по десятый класс, но денег нет – это их личная инициатива. То есть это не госпрограмма, и поэтому в классе только по 20 человек, а значит, учится всего 120 детей, и это не только Латвия", – поясняет Муливанов.
Он считает, что России срочно нужно открывать как можно больше подобных онлайн-школ для русских детей по всему миру, "потому что они наши дети". Да, живое общение это не заменит, но второе решение – это ассимиляция, уверен собеседник. "Нужно, чтобы российские депутаты собрались и решили – нужны нам эти дети или нет".
Проснулся в один момент, а страны нет
"Часто, когда общаюсь с кем-то из России, мне говорят: "А что вы хотите, вы же там остались, кому вы тут нужны? Сами виноваты". А я им отвечаю: "Представьте ситуацию – я проснулся в один момент, а страны нет. Вот вы хоть раз просыпались так?" Молчат. Или говорят: "Переезжайте в Россию". Хорошо, но какого это – переезжать? А могилы предков? Да, сейчас, наверное, созданы условия, которые этому способствуют. Есть политическая воля, чтобы этому помогать, но на местах происходят совершенно странные решения", – говорит Муливанов.
По словам активиста, несколько знакомых сейчас пытаются переехать в Россию, однако на местах натыкаются "на совершенно непонятные вещи". Собеседник рассказывает про знакомую, которая переехала в Ленинградскую область, пришла в отделение оформлять документы, а там "целый этаж – коммерческие фирмы, которые помогают решить любой вопрос за 9 000 рублей, а просто прийти и задать вопрос – нельзя".
"Частные фирмы внутри МВД – по мне, так это срастание коммерческой и государственной деятельности", – говорит Муливанов. Но и находясь в Латвии, утверждает он, не всегда удается принять жизненно важное решение из-за отсутствия информации.
"Есть программа переселения соотечественников, и ответственным за нее является Министерство внутренних дел Российской Федерации. И у себя на сайте доступ к информации для жителей стран НАТО, то есть, соответственно, для прибалтов в том числе, они закрыли. Я пишу им письмо: поясните, что происходит. Мне отвечают: таким-то постановлением правительство Российской Федерации нам запретило предоставлять вам доступ, пожалуйста, обращайтесь там в МИД. То есть Путин дал указание, что МВД является ответственным за программу, а правительство решает запретить доступ тем жителям, которые находятся в НАТО. Я не понимаю, что происходит, честно говоря", – возмущается собеседник.
Сам активист считает себя русским по крови. Говорит, что уверенно чувствует себя в России, но при этом своим домом видит и сегодняшнюю Латвии. Поскольку в поколениях его семья живет на этих землях, в его жилах течет в том числе ливская кровь – коренных жителей нынешней Латвии, которых осталось всего-то сотня человек.
"По праву крови я имею право говорить о России, а по праву земли – о Латвии, потому что это тоже мое. Для меня что там дом родной, что там. Одного обидеть – мне будет больно, и другого. Так что пока уезжать из Латвии я не хочу, но не могу и ничего исключать", – подытоживает Сергей Муливанов.