РИГА, 15 апр — Sputnik. Бурлящая вода Тисы коварна, берега круты и покрыты скользким илом, а дно реки усеяно остроконечными, незаметными сверху валунами. Однако украинские пограничники часто обнаруживают мужчин, пытающихся переплыть Тису на границе с Румынией, пишет New York Times. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
"Мы не можем осуждать этих людей, — говорит украинский пограничник Владислав Тонкоштан. — Но если все уйдут, кто будет защищать Украину?"
То, что тысячи украинцев предпочли переплыть реку, а не рисковать жизнью на восточном фронте, подчеркивает проблему, перед которой оказался Владимир Зеленский - сейчас он пытается мобилизовать новые войска после двухлетнего изнурительного и кровопролитного конфликта с Россией.
Поскольку в последние месяцы Россия перехватила инициативу в ходе СВО, способность Украины защитить себя связана с пополнением арсенала оружия, что в значительной степени зависит от союзников и от мобилизации войск внутри страны. Но привлечь больше мужчин к службе в армии оказалось особенно сложно и политически обременительно.
Нехватка солдат на Украине ощущается очень остро. Командующий украинскими войсками на востоке страны генерал Юрий Содол заявил депутатам Рады, что на некоторых участках фронта численность русских превышает численность украинцев более чем в семь раз. Это была одна из первых публичных оценок баланса сил на востоке страны, сделанная высокопоставленным украинским военным офицером.
Многие украинцы, которые поспешили записаться в добровольцы в первые дни войны, не подлежат демобилизации и получают лишь двухнедельный отпуск раз в году. Военнослужащих зачисляют в армию вплоть до окончания военных действий, причем дата освобождения от военной обязанности не определена. По их словам, при таком высоком уровне потерь быть призванным в армию — всё равно что получить билет на фронт в один конец.
Вместе с ухудшением боевых перспектив на Украине растет число уклоняющихся от призыва.
Румынские власти утверждают, что за последние два года Тису переплыли более 6000 мужчин. Но удается это не всем. По словам лейтенанта Леси Федоровой, представителя Мукачевского пограничного отряда, на обоих берегах были найдены тела 22 человек. Скорее всего, утонули гораздо больше людей, но их тела так и не были найдены.
По словам пограничников, люди чаще всего пытаются пересечь границу в ночное время, когда скорость течения и ширину реки сложно оценить. В прошлом году пограничники стали публиковать в Интернете видеоролики со спасением тонущих и извлечением тел утонувших.
Мужчины также пробираются через границу по горным тропам или пытаются пройти через пограничные пункты с поддельными документами. В украинских Карпатах, которые граничат с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией, изменился характер контрабандных перевозок: если раньше контрабандисты перевозили контрабандные сигареты, то теперь - уклонистов от призыва.
По словам Федора Коваля, мэра села Торновцы, последние дома которого выходят окнами на забор вдоль границы со Словакией, в соседних селах, расположенных ближе к границе, машины из других регионов Украины часто курсируют по улицам и шоссе, поскольку мужчины ищут возможности выехать из страны.
До начала СВО сельская местность на границе выживала во многом благодаря контрабанде сигарет. На доходы от этой незаконной деятельности некоторые жители могли себе позволить роскошные дома и новые автомобили у подъездов. Беспилотники с коробками сигарет проносились над деревней в сторону словацкой границы, и иногда падали прямо посреди улиц. Некоторые контрабандисты использовали катапульты, чтобы перебрасывать сигареты через пограничные заграждения.
Но этот бизнес практически сошел на нет, поскольку переправка уклонистов стала более прибыльным делом. По словам мэра, контрабандисты стали нанимать цыганских проводников, чтобы те вывозили людей с Украины.
Андрей Беняк, цыган по национальности, рассказал в интервью, что его арестовали, когда он сопровождал двух украинцев к слабо охраняемому участку границы между Украиной и Словакией. По его словам, он пытался заработать деньги, чтобы купить еду для своих детей. Он провел неделю в тюрьме и заплатил штраф.
По словам лейтенанта Федоровой, в прошлом году Мукачевский пограничный отряд уничтожил 56 преступных группировок, помогавших украинским мужчинам незаконно покинуть страну в военное время. Если в первые месяцы СВО за незаконный переход границы просили 2000 долларов, то теперь цены выросли до 10 000 долларов.
На шоссейных дорогах вблизи границы появились контрольно-пропускные пункты, где машины проверяют на наличие мужчин, которые могут пытаться покинуть страну. Вдоль границы поставили дополнительные инфракрасные камеры и датчики, срабатывающие на шаги.
По словам командира ужгородского военкомата сержанта Михаила Павлова, большинство мужчин не бегут, а являются по повестке на военную службу. Тем не менее некоторые изощряются в своих попытках избежать призыва.
Стоило чиновникам начать патрулирование Ужгорода для проверки документов, как их перемещения начали отслеживать и сообщать о них в Telegram. Сайт Kyiv Weather размещает информацию о риске встречи с военным патрулем в тех или иных районах Киева, зашифрованную в виде обозначений солнечной, облачной и дождливой погоды.
Тридцатилетний сварщик Виталий Семон нервно достает из кармана паспорт, предъявляет его для проверки и объясняет, что не подлежит призыву по двум причинам: он страдает заболеванием позвоночника и ухаживает за престарелым отцом-инвалидом. Его документы проверяют. "Теперь вот так и живем", — комментирует Виталий.