РИГА, 5 апр — Sputnik. Приток российских мигрантов вызывает тревогу в Литве- местные не рады распространению русского языка, пишет The New York Times. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
С началом украинского конфликта Литва вслед за балтийскими соседями закрыла границы для большинства россиян, но при этом продолжает выдавать им гуманитарные визы. Эта избирательная политика создала в Вильнюсе целое землячество.
Приток в Вильнюс российских диссидентов влился в волну русскоязычных беженцев и мигрантов из Беларуси и с Украины за последние четыре года. Новоприбывшие изменили экономику и культурный облик этого неторопливого средневекового города с населением в 600 000 человек. Российские журналисты в изгнании создали студии для трансляции в Youtube, а опальные российские музыканты записывают новые альбомы.
Но не все российские активисты легко перестроились к жизни в изгнании. Многие бежали из России поспешно, лишившись не только имущества, но и работы, а с ней и цели в жизни.
Сложные отношения сложились и внутри новой диаспоры: для многих живущих в Вильнюсе украинцев русский язык также родной, но дружить с россиянами они не спешат.
После смерти Алексея Навального в прошлом месяце к мемориалу в центре Вильнюса принесли цветы. Однако для некоторых вильнюсцев этот жест — посягательство на память о страданиях их соотечественников при Советском Союзе, поскольку именно литовцам посвящен памятник жертвам политических репрессий.
Некоторые литовцы также встревожены тем, что за экономические и дипломатические выгоды от этой волны миграции приходится расплачиваться русификацией.
"Русский язык снова повсюду, — говорит лингвист Вильнюсского университета и бывший министр культуры Дарюс Куолис. — Для некоторых литовцев это стало культурным шоком".
Приток русскоязычного населения в город разжег горячие споры по поводу образования. В 14 русскоязычных школах, оставшихся в Вильнюсе еще с советских времен, сейчас обучается почти 11 500 учеников — на 20% больше, чем за последние три года.
По мнению чиновников, для страны, которая долгое время выстраивала национальное самосознание на основе литовского языка, это тревожная тенденция. Заместитель мэра Вильнюса Арунас Силерис опасается, что она породит новое поколение жителей Литвы, говорящих только по-русски.
Некоторые русские эмигранты заявили, что изучают литовский и пытаются интегрироваться в приемную страну. Но зацикленность российских эмигрантов на политической борьбе у себя на родине почти не оставляет им ни времени, ни стимула для углубления связей с принимающей страной.
Литовские власти и граждане наблюдают за притоком россиян со смесью любопытства и подозрения. Некоторые даже называют их "белой гвардией" — это саркастическая отсылка к провальному движению традиционных российских элит против советской власти вековой давности.