Почему журналист Юрий Алексеев не боится тюрьмы
Известный латвийский журналист Алексеев ходит под двумя уголовными статьями: по одной уже осужден на 13 месяцев, по второй ему грозит до 15 лет тюрьмы. Но он не собирается никуда бежать
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенРИГА, 2 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. Свободы слова в Прибалтике давно нет, зато есть спецслужбы, которые довольно грубо фабрикуют политические дела. В Латвии одним из первых под этот каток попал талантливый журналист Юрий Алексеев. Случилось это еще до 24 февраля 2022 года, когда Службу госбезопасности держали на привязи и только иногда спускали с цепи.
По первой статье о разжигании национальной розни Алексеев уже получил 13 месяцев тюрьмы – суд рассмотрел дело в двух инстанциях, осталась кассация, от которой обычно пользы немного. Независимая экспертиза показала, что комментарии в интернете писал не журналист, но суд отказывается принимать эти доказательства. Вторая статья – обвинение в антигосударственной деятельности. Алексеев посмел создать в интернете независимую площадку для дискуссий IMHOclub, на которой писали свои статьи даже президенты Латвии. По ней журналисту грозит от 5 до 15 лет тюрьмы. Дело еще находится в суде первой инстанции.
Правительство живет на другой планете
Интервью мы начали, конечно же, с трагедии в "Крокусе". Юрий Алексеев выразил соболезнования "от имени разумных жителей Латвии" всем пострадавшим и родственникам погибших в теракте.
Его также задело отношение латвийских властей, запретивших приносить цветы, детские игрушки и лампадки непосредственно к забору посольства России в Латвии. А причина, по мнению журналиста, в том, что "эти три маленькие прибалтийские республики как такие мелкие собачки, которые по команде хозяина тявкают – им надо тявкать, их для этого сотворила природа на границе с Россией".
"Соответственно, маленькой собачке дашь команду "голос", она и тявкает. Что касается соболезнования, то за сутки прибалты повели себя соответствующе. Латвия не высказала соболезнования и не осудила теракт. Министр иностранных дел Литвы Ландсбергис отметился странной фразой: "Давайте не будем терять фокус". Лингвисты литовского языка до сих пор гадают, что он имел в виду. Что у него за мысли копошились при этом в голове. Какой фокус? Министр иностранных дел Эстонии высказался дежурной фразой, что терроризм неприемлем. И то тоже – через сутки. Не официальным заявлением, а на своей личной страничке в соцсети", – поражается Юрий Алексеев.
И подчеркивает, что "народ нес цветы все эти дни, но народ – это не власти, не правительство, а правительство живет на другой планете".
Есть ли в Латвии независимые СМИ
На вопрос "Есть ли в Латвии независимые журналисты?" Алексеев отвечает с юмором: "Есть, но мы все под следствием".
Хотя смешного тут мало: еще в 2019 году было возбуждено уголовное дело сразу против 14 журналистов, работавших на Sputnik и Baltnews. До сих пор никто из них не осужден, но жизнь подпорчена колоссально.
"Дескать, они экономически поддерживали организацию, человека, на которых Евросоюз наложил санкции. Вот как журналист может экономически поддержать газету или ресурс, куда он пишет и от кого получает гонорары, я не представляю. Это сложносочиненная схема. К сожалению, средств массовой информации ни на латышском, ни на русском языке, где бы мог работать сейчас честно независимый журналист в Латвии, просто нет. Есть отдельные ресурсы, газеты, но они развлекательного свойства. Хозяева этих газет при слове политика хватаются за револьвер. Там можно писать только про концерты, про кошечек и собачек, публиковать какие-то интервью со странными дивами и не более того", – описывает сложившуюся в Латвии ситуацию собеседник.
Лет пятнадцать назад еще можно было открывать рот, подчеркивает Алексеев: "Тогда за моими колонками очередь буквально стояла из ведущих интернет-ресурсов Латвии. Но зато в Латвии теперь есть небольшой кластер из антироссийских журналистов".
"Вот Вадим Радионов со своим "Грэмом" – он собрал весь паноптикум русофобов со всего мира. Неплохие у него заходы, неплохо себе живет, поскольку он проводит такую махровую русофобскую политику, которую, по-моему, не проводят нигде в мире. Есть государственное Латвийское радио 4, которое еще вещает на русском языке и которое давно хотят закрыть. Оно тоже весьма русофобское, там работают люди, которые кричат "Слава Украине". Вот так сейчас выглядит русская журналистика", – отмечает Юрий Алексеев.
А кто независим, тот находится под уголовным преследованием и пишет в своих соцсетях, продолжает публицист. И вспоминает о другой нашей коллеге – Ольге Князевой, которая, несмотря на российское гражданство, также на этом Латвийском радио 4 заняла откровенно русофобскую линию. "И Ольга и Вадик Радионов – хорошие журналисты и люди не глупые, но я полагаю, что они пользуются известным древним высказыванием, что деньги не пахнут".
Я абсолютно грамотен, а в тюрьму меня хотят посадить за безграмотность
По делу о разжигании розни Юрий Алексеев обвиняется еще с 2017 года. "Седьмой год сужусь", – говорит он. Все доказательства строятся на том, что призывы убивать латышей писались с его IP-адреса, но суд отказывается принимать во внимание, что они написаны безграмотно и явно нерусским человеком.
"Что такое IP-адрес? Это же не отпечатки пальцев. Я живу в многоквартирном доме, 74 квартиры, в каждой квартире мой WiFi виден, есть программки, которые подбирают пароль. Они абсолютно легальны, в интернете их десятки. Можно загрузить программку и, покопавшись какое-то время, если пароль не сильно сложен, а он был у меня простой, этот пароль подобрать. А я не буду даже знать, что кто-то ко мне подключился. Снаружи будет видно, что это с моего адреса кто-то пишет. Я пытаюсь доказать уже седьмой год, что это не я, я не мог такое написать", – рассказывает собеседник о деле, за которое ему уже присудили реальный срок.
За это время он заказал две независимые экспертизы. Техническую – действительно ли кто-то выходил с его адреса на указанные в уголовном деле сайты. И лингвистическую, потому что они написаны абсолютно неграмотным языком, "а я абсолютно грамотен, 33 года в журналистике, 20 лет был главным редактором газеты, я не могу писать неграмотно".
Результаты экспертизы такие. По технической эксперт подтвердил, что Алексеев не заходил со своего компьютера на сайты, где были написаны комментарии. По лингвистической ответ: комментарии писал человек, для которого русский язык не родной. Подсудимый представил эти экспертизы, которые заказал за свой счет, однако их не приняли к рассмотрению.
Именно на этом основании журналист просит суд третьей инстанции отправить дело на доследование. В июне исполнится год, как дело находится в кассационном суде. Но если этого не будет сделано, Алексеева отправят в тюрьму на 13 месяцев.
Второе дело – о деятельности, направленной во вред Латвийской Республики группой лиц по предварительному сговору, расследуется с 2018 года.
"Вся наша вина заключается в том, что мы в далеком 2011 году запустили в Сети дискуссионную площадку под названием IMHOclub. Он до сих пор работает, на нем не опубликовано ни одной статьи, к которой бы были претензии уголовного порядка – разжигание, клевета и прочее. Но за сам факт организации этого ресурса мне светит от 5 до 15 лет. За то, что он якобы нанес вред Латвийской Республике", – поражается Юрий Алексеев.
В этом клубе выступали, писали статьи президенты, премьеры, политики Латвии, бизнесмены и обычные люди. Схема была такой: человек пишет свою статью с дискуссионным вопросом, после этого зарегистрированные члены клуба комментируют ее, спорят, обсуждают.
"Это дискуссионная площадка, где можно собрать мнения разных людей и нормально поговорить, тем более что у комментариев была модерация – все тролли вычищались. Были волонтеры, которые этим занимались. Этот продукт был бесплатный, за него никто не получал денег, рекламу мы не ставили. Это был такой Гайд-парк", – поясняет публицист.
В суде это дело находится на начальной стадии. На скамье подсудимых три человека, но один из них находится в России. Поэтому заседания проходят дистанционно. Серия судов начнется 2 мая.
Мне больше лет, чем Латвии: почему я должен бежать?
Юрий Алексеев часто слышит вопрос от друзей и знакомых: "А почему ты до сих пор не сбежал?"
На это он отвечает так: "Я потомственный гражданин, у меня мать латышка. Мой дед Густав Силиньш – латышский стрелок, герой Первой мировой войны. Воевал за царя-батюшку, в 1915 году пошел на войну добровольцем. Я здесь коренной, не понаехавший, я даже знаю, где могилы моих прадедов находятся. Почему я должен бежать? Мне 65 лет. А сколько Латвийской Республике в сумме, если посчитать первый и второй сроки? Ей 55. До этого не было такого государства. Стране 55, а мне 65. Простите, я старше вас. Почему я должен бежать?"
Кроме того, Алексеев уверен: стоит ему уехать из Латвии, как его точно назначат виновным и объявят в международный розыск. А так есть шанс отбиться, считает он. Иначе придется бегать до конца жизни.
"Что я буду делать – сидеть в России и иногда выезжать в Беларусь? Я не хочу быть беглым, я хочу повоевать. Мой отец Берлин брал и взял, на минуточку. И что – я буду бежать с поля боя? А это у нас поле боя? У русских в Латвии. Нет, не буду никуда бежать", – уверенно говорит журналист.
На вопрос, что в целом может ждать русских Латвии, Юрий Алексеев отвечает, что теоретически всех граждан России могут депортировать, а вот для русских с паспортами граждан и неграждан Латвии, у латышей на этот счет есть богатый опыт, могут построить концлагеря.
"Но я не думаю, что до этого дойдет. Для этого должна начаться реальная война Латвии с Россией. Ну или хозяев Латвии с Россией. Но тогда уже бежать можно будет только в Антарктиду. Наверное, это единственное место, где можно будет чувствовать себя в минимальной безопасности", – подчеркивает Юрий Алексеев.