РИГА, 27 мар — Sputnik. По подсчетам Банка Латвии, если связи с Россией будут разорваны, удар по латвийской экономике составит около 2% ВВП. В большей степени пострадает сектор транзита - так, управляющий Рижским портом Ансис Зелтиньш оценил потери гавани в случае прекращения перевозок в направлении РФ в 20% от всего грузооборота.
Разрыв экономических связей будет стоить 2% ВВП
"Торговать с Россией - это все равно что сидеть на пороховой бочке и ждать, когда что-нибудь произойдет", - заявил глава Банка Латвии Мартиньш Казакс. По его словам, лучшим решением было бы прекращение торговли с Россией для всего региона в целом.
"Почему мы должны искать счастье там, где нам обещают, что нас прикончат? Пойдем искать счастье где-нибудь еще. Мы экспортируем на западные рынки, где ситуация гораздо более предсказуема, объемы прибыли гораздо выше в долгосрочной перспективе. Поэтому с российского рынка нам действительно надо уходить", - сказал Казакс.
Если связи с Россией будут разорваны, размер валового внутреннего продукта Латвии может сократиться на 2%. По словам Казакса, это будет означать, например, отсутствие роста экономики в этом году или небольшую рецессию.
"Но в этом нет ничего неподъемного. Да, это больно, но это не боль всей экономики. Если и будет рост безработицы, то он будет временным и небольшим, потому что рынок труда еще достаточно силен. (...) Это больше касается отдельных компаний, вопрос отдельных секторов", — сказал Казакс.
Стивидоры пострадают больше всех
В настоящее время 143 латвийские компании продолжают сотрудничество с Россией, предлагая свою продукцию для реализации на российском рынке. Названия компаний-экспортеров в Россию и Беларусь теперь снова публично доступны на сайте Минэкономики. Большинство компаний в этом списке занимаются логистикой. По этому сектору и придется главный удар в случае разрыва экономических связей с РФ.
Рижскому порту это грозит уменьшением грузооборота еще на 20%, сообщил управляющий портом Ансис Зелтиньш. Сюда входят грузы марганцевой руды, зерна и другие.
Если будут прекращены грузоперевозки с Россией, это отразится и на грузоперевозках в направлении стран Центральной Азии и обратно, уверен Зелтиньш.
Помимо портов и железной дороги, пострадают и автоперевозчики, которые еще работают с Россией, а также экспедиторы, страховщики, финансисты.
"Этот спектр широк, и, конечно, экономические последствия гораздо более значительны, чем падение доходов того или иного предприятия, скажем, Латвийской железной дороги или того или иного порта", - сказал Зелтиньш.
Министерство экономики заявило, что все компании, сотрудничающие с Россией, получают поддержку - им предоставляют возможность участвовать в выставках и помогают установить новые контакты, чтобы переориентировать свой бизнес на другие рынки.
Хотя экспорт за год сократился всего на 2%, импорт сократился на 71%.