РИГА, 19 мар — Sputnik. Сейм обсуждает дополнительное наказание по статье 211 Уголовного закона "Недобросовестная конкуренция, вводящая в заблуждение реклама и недобросовестная коммерческая практика". Суть поправок: предусмотреть лишение свободы для физических лиц – предпринимателей – за нарушения закона о конкуренции.
Утверждается, что эти поправки инициировало БПБК, но наиболее активно их сейчас в парламенте продвигает генпрокурор, пишет Марис Краутманис в Neatkarīgā.
Ранее за нарушения закона о конкуренции наказывали только предприятия - и только штрафами. Если Сейм проголосует за вариант поправок к закону, продвигаемых Юрисом Стукансом и возглавляемой им Генпрокуратурой, то за нарушения закона о конкуренции можно будет наказывать как предприятия, так и их руководителей, и членов правления вплоть до тюремного заключения. Таким образом, судьбу многих предпринимателей будут решать не только Госполиция, прокуратура и суды, но и Совет по конкуренции, задача которого – дать добро на возбуждение уголовных дел.
Несложно представить, что после одобрения такого законопроекта произойдет в стране с инвестиционной средой. Чтобы уберечься от тюрьмы, многим предпринимателям придется покинуть юрисдикцию Латвии и зарегистрировать компании за границей.
Минэкономики еще будет консультироваться с социальными партнерами
Обсуждения в подкомитете по уголовному праву и наказаниям юридической комиссии завершились, и теперь этот вопрос стоит на повестке дня юридической комиссии Сейма. Пока продолжается процесс согласования мнений. Возможно, в следующий раз юридическая комиссия рассмотрит предложения уже через две недели.
В Минэкономики подготовили собственные предложения по дополнениям к Уголовному закону, ожидаются встречи прокуроров с сотрудниками ведомства. Министр экономики Викторс Валайнис сообщил, что тему поправок в Уголовный закон пока комментировать не будет, и добавил, что Минэкономики планирует в ближайшее время обсудить свои предложения с неправительственными организациями.
Марис Лея, главный прокурор Генпрокуратуры, пояснил, что предложение ужесточить наказание по статье 211 Уголовного закона связано с наблюдаемыми на практике ситуациями, которые могут быть основанием для возбуждения уголовного дела, например, в связи с действиями должностного лица, сотрудничающего с частными лицами в сфере государственных закупок. Сейчас закон за эти уголовные правонарушения предусматривает сравнительно небольшое наказание, часто невозможно использовать информацию, полученную в результате оперативных мероприятий, а срок давности привлечения к уголовной ответственности слишком короткий. Он подчеркнул, что в связи с вышеизложенным расследование данных преступлений является достаточно сложным. Поэтому прокурор призывает увеличить санкцию до двух лет, чтобы дать возможность использовать оперативные меры при расследовании.
Генпрокурор Юрис Стуканс пояснил, что предложение дополнить Уголовный закон новой статьей об ответственности за незаконные соглашения в процедурах государственных закупок было сделано потому, что обнаружились проблемы как минимум в двух обширных уголовных производствах, связанных с процедурами госзакупок. Он заявил, что в настоящее время за эти нарушения (сговор между участниками госзакупок) физические лица ответственности не несут, поэтому и предложена соответствующая поправка. Он отметил, что доказать нарушение норм конкуренции и привлечь к ответственности юридическое лицо проще.
Стуканс отметил, что это не исключает ни дисциплинарной, ни административной, ни какой-либо другой ответственности, и напомнил про преступления, совершенные должностными лицами, за которые должностное лицо подлежит дисциплинарному наказанию с последующей уголовной ответственностью.
Депутат Кутрис выразил сомнения
Однако даже после объяснений генпрокурора депутат Гунарс Кутрис (Союз зеленых и крестьян) заявил, что это будет нарушением принципа запрета двойного наказания.
Свое мнение политик обосновал так: "Уже существует статья 211 Уголовного закона о недобросовестной конкуренции, которая предусматривает наказание за недобросовестную конкуренцию. Наказание, конечно, небольшое – краткосрочное заключение, общественные работы или штраф. Если эта статья неудовлетворительна, нужно составить новую, чтобы лица, участвующие в недобросовестной конкуренции, получили строгое наказание. Меня беспокоит, что существует возможность двойного наказания человека как по закону о конкуренции, так и по Уголовному закону. Складывается ситуация, что Совет по конкуренции применяет наказание к юридическому и физическому лицу в соответствии с законом о конкуренции, но расследованием преступления занимается прокуратура, а суд определяет наказание как юридическому, так и физическому лицу в соответствии с Уголовным законом. Так быть не должно.
Мне пока непонятно, и в комиссии я задам вопрос о том, как государство собирается за одно и то же нарушение наказать человека и в административном, и в уголовном порядке?
В моем понимании должно быть так: если нарушение серьезное, оно наказуемо уголовно, если не столь серьезное, полагается административная ответственность. Не должно быть так, чтобы за одно нарушение можно было наказать и так и эдак. Где разделительная линия?
Также мне хотелось бы, чтобы Минэкономики, Совет по конкуренции и Бюро по закупкам сначала разобрались: в чем состоит цель, зачем нужно повышать наказание? Неужели существующих инструментов недостаточно?" - подчеркнул Кутрис.
Риск лишения свободы пугает как иностранных инвесторов, так и местных предпринимателей
В прошлом адвокаты отмечали, что правоохранительные органы постоянно стремятся ограничить право на защиту, в то же время предоставляя стороне обвинения больше возможностей и ужесточая наказания для отдельных лиц. Специалист по вопросам конкурентного права, присяжный адвокат Артурс Спигулис пояснил, что количество нарушений в делах о конкуренции с каждым годом уменьшается: "Дело в том, что предприниматели становятся более образованными, они реже нарушают закон о конкуренции, чем раньше. Поэтому мне непонятно, зачем вообще нужно более строгое наказание за что-либо, если дисциплина в бизнес-среде улучшается?
Я бы понял, если бы было как раньше – с пьяными водителями, когда их количество росло с каждым годом. Но я не понимаю идею генпрокурора – зачем увеличивать штрафы и наказания?
До сих пор идеология в Латвии предусматривала, что нарушение конкуренции – это административный вопрос. Эстония пошла по другому пути. Там это уголовное дело. Но нельзя смешивать оба процесса – административный и уголовный, что вдруг приводит к уголовной ответственности.
В Совете по конкуренции работают люди без опыта работы в области уголовного права, и данная структура для этого не предназначена. Это должно быть профилактическое, образовательное учреждение, которое иногда наказывает, когда кто-то нарушает и не понимает воспитательной части. Но придать этому какую-то уголовно-правовую составляющую – такую, чтобы дело превратилось в уголовное... С этим надо быть очень осторожным. Люди, которые работают в Совете по конкуренции, привлечены не для таких целей и не обучены этому.
В мире людей в тюрьмы сажают все меньше. Например, в Эстонии построены новые тюрьмы, но они полупустые. Общий принцип ведь заключается в том, что нарушитель закона не несет уголовной ответственности, а платит штраф.
Например, в США с нарушениями в финансовой сфере дело обстоит так же. Недавно концерн Apple был оштрафован на полтора миллиарда. Принцип заключается в том, что если человек нарушил антимонопольное законодательство, что является уголовным преступлением, то его не сажают в тюрьму, а заставляют работать и зарабатывать деньги, чтобы он мог выплатить штраф государству. Идеологии тюремного заключения придерживаются тоталитарные государства. Демократические страны за нарушения в финансовой сфере налагают штраф. Теперь это распутье для Латвии: по какому пути идти – сажать предпринимателей в тюрьму или заставить их платить штраф и пополнить госбюджет.
Вопрос в том, какой сигнал посылают поправки к закону латвийским и зарубежным предпринимателям? Если крупная иностранная компания будет решать, в какой из стран Балтии открыть бизнес, это будет одним из показателей. Если иностранцы узнают, как легко здесь попасть в тюрьму, им проще будет открыть бизнес в Литве, где их не посадят. Те, кто хотят ввести такие поправки, никогда не занимались бизнесом. Господин Стуканс отпугнет бизнес от Латвии. Их уже и так запугали во время финансового "капремонта".
Многие местные предприниматели всю жизнь проработали в Латвии, но сейчас открывают компании в других странах. Нападки на бизнес-среду продолжаются, ужесточаются надзор, наказания и санкции, изобретаются все новые и новые проблемы. Я не думаю, что это способствует развитию народного хозяйства Латвии", – подчеркнул присяжный адвокат.