РИГА, 6 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. Неэме Лалль стал известен еще в 2022 году, когда в противовес эстонским националистам и русофобам записывал обращения к своим соотечественникам, осуждая их за действия против России и отношение к русским. А еще признавался, что тепло относится к России.
Поэтому, когда он прислал мне обращение к Владимиру Владимировичу Путину, подумал, что теперь Неэме точно посадят. Но оказалось, что эстонский художник находится в безопасности – в Испании, и может свободно выражать свои мысли. По крайней мере, пока.
"У нас на глазах возвеличивают память людей, воевавших на стороне Гитлера против СССР, превращают всех русских и инакомыслящих эстонцев в настоящих изгоев общества, последовательно уничтожают и стирают любую память о том, что мы когда-то дружно жили вместе в одной стране. Снесли более 400 памятников нашим предкам, воевавшим против вермахта, фактически уничтожили русское образование, искореняют русскую культуру. Все это творят национальные преступники, узурпировавшие власть. Мы отказываемся участвовать в провокациях войны с Россией и не готовы умирать в окопах за марионеточное и фашистское правительство Каи Каллас", – сказал Неэме в своем видеобращении к Владимиру Путину.
Брать интервью у Неэме было непросто – на русском он говорил с характерным эстонским акцентом, подбирал слова и не всегда верно их переводил на русский. Но языковой барьер пропал очень быстро, стоило только начать с ним говорить. И это очень хорошо передалось в видеоинтервью.
Свой кубок поднимаю в честь победы России
"Год назад я бы не обратился [к Путину], может, даже пару месяцев назад не понадобилось бы такое обращение, но все, что вокруг нас происходит, касается абсолютно всех, и в первую очередь жителей Европы. Мы же видим динамику, понимаем, что обстановка в мире может измениться уже через пару месяцев, и измениться безвозвратно. И я, обыкновенный гражданин самой маленькой республики Европейского союза – Эстонии, почувствовал, что должен обратиться к такому политическому деятелю, как Владимир Владимирович Путин", – рассказал Неэме.
Он считает, что сегодня еще можно изменить ситуацию в мире. И, если не обратиться к главе России сейчас, потом все будут жалеть, что не попытались изменить ситуацию дипломатическим путем вовремя. Вместо нагнетания атмосферы, нужно попытаться все исправить, пока не стало совсем поздно, уверен собеседник.
"Я лично уважаю Владимира Владимировича Путина, как и миллионы людей в мире. Это мудрость, ум, спокойствие. Весь мир должен говорить от сердца. Мне это легко делать, потому что я профессиональный художник и должен слушать свой внутренний голос. А не тот, что вокруг – это бесконечный шум, который действует на нас день и ночь. Я не вчера и не позавчера сделал свой выбор. И даже не я его сделал, а высшая сила, которая ведет нас к победе. А кому она будет принадлежать – выбор делаю я. Свой кубок я поднимаю в честь победы России", – делает неожиданное признание Неэме.
Хотя и подчеркивает, что уже четверть века не пьет ничего крепче минеральной воды.
Судьба трех прибалтийских поросят
Далеко за пределами Эстонии о Неэме узнали, когда в Нарве сносили памятник освободителям города от нацистов – танк Т-34. Тогда, в августе 2022 года, он записал свое первое видеобращение, которое завирусилось в Сети. На вопрос о том, почему он вдруг стал громко выражать свою гражданскую позицию, собеседник отвечает, что больше не мог смотреть на то, как эстонское государство на протяжении десятилетий унижает русское население страны.
"Русское население Эстонии и Российская Федерация в течение последних 35 лет не наносили нам никакого вреда, абсолютно никакого – ни в хозяйственном, ни в экономическом, ни в политическом плане. И все, что сейчас в Эстонии творится, это дьявольщина. Нет, не Эстония это придумывает – мы давно уже не суверенное государство, точно так же, как Латвия и Литва. Мы три политических поросенка. А решается все в другом месте. Наша судьба в течение прошлого века, начиная от самостоятельности трех государств, шла рядом. Каждому, кто изучал историю Эстонии, Латвии и Литвы, должен признаться – не мы выбирали эту дорогу, нам просто дали эту возможность, подарили независимость, всем трем маленьким поросятам. Но мы не справились", – считает Неэме.
И добавляет, что уже в 2004 году Прибалтика отказалась от суверенитета. И в этом году исполняется 20 лет отсутствия самостоятельности. Хотя прибалты, конечно, никогда не признают, что собственными руками отдали свою независимость кураторам в Брюсселе и Вашингтоне.
Но если последние 20 лет власти Эстонии, Латвии и Литвы, несмотря на очевидную потерю суверенитета, продолжают считать независимыми, то про советские годы говорят, как об оккупации республик. Однако, когда считают годы независимости, почему-то не отнимают от них 50 лет. А включают в общий стаж, хотя при этом кричат на каждом углу о страшных и ужасных советских годах. Неэме Лалль отмечает, что полжизни как раз и прожил в те годы, и именно тогда сформировалось его мировоззрение.
"Я как раз образец того поколения, у которого половина жизни пришлась на Советский Союз. Мне в этом году исполнится 60 лет. Но при этом больше половины жизни я нахожусь уже в другом пространстве, в так называемой свободной Эстонии. Но если посмотреть на первую часть своей жизни, я не могу сказать, что тогда было что-то страшное или мы жили как будто в тюрьме – нет. Наверное, уровень жизни был не самый высокий. Но одно я помню точно – не было никакой ненависти тогда, ничего такого, что происходит сейчас, в последние годы в отношении русского населения", – отмечает собеседник.
Получается, что 50 лет от общего стажа так называемой независимости Эстония, а также Латвия и Литва не отнимают потому, что в эти годы жилось совсем уж неплохо. А во многом, как считает Неэме, даже лучше, чем сейчас.
В Эстонии хотят конфисковывать дома, квартиры и машины россиян
Неэме говорит, что между Латвией, Эстонией и Литвой идет постоянное соревнование. И каждая страна завидует другой. Поэтому и отношение к русским жителям в Прибалтике постоянно ухудшается. Одна страна придумывает законы против своих русскоязычных жителей, другая, глядя на соседа, закручивает у себя гайки еще сильнее.
"Это как соревнование – кто больше нагадит соседу. Например, известно, что действующий президент Латвии открытый гомосексуалист. Один ноль в этой невидимой борьбе. В Латвии придумали, что российских пенсионеров, которые не владеют латышским языком на высшую категорию, надо выгнать в Россию. И машины с российской регистрацией конфисковывать и посылать на Украину. Это уже три ноль. Эстонская фашистская власть думает, чтобы такого придумать, чтобы выиграть у латышей? И придумала очередной закон против русских. В парламенте Эстонии несколько дней назад начали обсуждать вопрос конфискации имущества у россиян – домов, квартир, машин", – поражается собеседник.
Неэме говорит, что речь идет о 40 тысяч объектах движимого и недвижимого имущества, а это уже край – очень напоминает конец 30-х годов прошлого века в нацистской Германии. Так и до "Хрустальной ночи" недалеко, когда отбирали имущество у евреев.
Большую войну еще можно остановить
На вопрос: "Будет ли большая война?" – художник отвечает однозначно: "Она будет". Непонятно только, на каком уровне. Причем Эстонии достанется больше других прибалтийских соседок, поскольку рядом расположен Санкт-Петербург, уверен Неэме.
"Наш разговор с тобой, Алексей, начался с моего обращения к президенту России Владимиру Путину. Но мое публичное обращение в СМИ не заметили, оно есть только на YouTube. И, к сожалению, оно не было распространено в России и не дошло до российских властей", – вздыхает Неэме.
Но при этом Неэме Лалль соглашается, что публикация этого интервью с ним (особенно в видеоформате) сможет переломить ситуацию и эстонского художника увидит и услышит большое количество людей.
"Потому что, как я в начале на это обратил внимание, может, через несколько недель, а может, через месяц мы будем думать, почему потеряли время и ничего не предприняли. Ничего не сделали, чтобы [предотвратить ] войну. И, чтобы вы понимали, лично мне абсолютно никакой пользы это не принесет – у меня отсутствуют любые политические амбиции, я не являюсь членом ни одной партии. Но это нужно всем нам", – уверен собеседник.
Неэме не спорит с тем, что его можно считать пророссийским эстонцем. Более того, он считает, что тысячи коренных эстонцев думают так же, как и он, тепло относятся к России, в том числе потому, что она защищает семейные, христианские ценности, не идет на поводу у Запада. А то, что за такие мысли в Эстонии ему грозит тюремный срок, Неэме не пугает.
"Если на судьбе написано, что я должен за свои убеждения посидеть в тюрьме, это не страшно. Это абсолютно нормально, если мужчина оказывается в тюрьме за свои мысли. Вот если за это убьют, казнят, так не хотелось бы. Но пока я с женой в Испании и ехать домой, на родину, не планирую. Но очень скоро все может измениться", – заключает Неэме Лалль.