РИГА, 4 мар — Sputnik. На конец марта запланирован большой тур по Минску на автобусе с местным гидом. Посещение Минского зоопарка и дельфинария. Экскурсия на ювелирный завод "Зорка". В этом году осенью, с 12 по 15 сентября, запланирована поездка ко Дню города Минска. Такие предложения есть у одного из турагентств, которое до сих пор продолжает экскурсионные поездки в Беларусь, сообщает программа Nekā personīga на телеканале TV3.
Отдых у озера Нарочь в Минске, осенний тур "Золотой Минск", запланированные на эти выходные "Удивительный Минск" и предложение поехать в гости к Деду Морозу. Туристическая фирма Fortuna Travel в этом году наметила 12 экскурсий в Беларусь. Руководитель фирмы говорит: они сотрудничают с нужными службами, но пока не видят оснований отказаться от туров.
Лариса Колесникова, председатель правления Fortuna Travel, рассказала, что в основном в Беларусь в качестве туристов едут люди старшего возраста. "Мы в любой момент можем отказать в поездке, если что-то изменится в геополитической ситуации. Еще хуже станет", - говорит Колесникова.
Наряду с 12 специально организованными туристическими поездками сохраняется и ежедневное движение маршрутных автобусов в Москву, Санкт-Петербург, Псков, Минск и Гомель. В неделю с Рижского международного автовокзала в Беларусь и Россию курсируют в общей сложности 35 автобусов. Если считать, что они с пассажирами едут и обратно, всего это 70 автобусных рейсов в неделю. То есть в месяц - 280 автобусов. В год - 3360. Если предположить, что за один рейс в среднем едет около 50 человек - за год таким образом перевозят около 170 тысяч пассажиров.
Перевозки со стороны Латвии обеспечивают пять компаний. Lux Express Estonia дважды в день едет в Санкт-Петербург и обратно. Раз в день в Москву и Санкт-Петербург отправляются автобусы Ecolines, представленные Norma-A. Это самые крупные перевозчики, обеспечивающие движение на российском направлении.
"Другие перевозчики ездят больше, - говорит Андрис Подгорный, председатель правления Norma-A. - Через Эстонию в Санкт-Петербург автобус идет дважды в день, даже чаще. Из Таллина в Санкт-Петербург, мне кажется, 8 автобусов ходят в день. Из Литвы в Калининград едут ежедневно автобусы. И из Минска в Вильнюс едет каждый час автобус. Там 30 рейсов в день".
Еще есть три компании поменьше, которые обеспечивают перевозки в Россию и Беларусь. Latlines 7 раз в неделю ездит в Минск, два раза в неделю - в Гомель.
Принадлежащая россиянке Любови Гусевой фирма AutoFavorit предлагает поездки в Псков по средам и субботам.
А Vissa, которая также занимается предоставлением услуг автосервисов, шесть раз в неделю ездит в Санкт-Петербург. В компании пояснили, что их маршрут на 60% используют украинцы, бегущие через Россию в Европу.
Автоперевозки через границы регулируются заключенными между государствами договорами, которые по-прежнему в силе. Они предусматривают в автобусном сообщении соблюдение принципа паритета. Это означает - российские и белорусские предприятия имеют право обеспечить такое же количество маршрутов в Ригу, как и латвийские.
По такому принципу на Рижский автовокзал ездят автобусы "Минск-транс". Это белорусское государственное унитарное предприятие, охватывающее Минск и частично Минскую область. Работает, как Rīgas satiksme, и обеспечивает автобусное, трамвайное и троллейбусное сообщение в столице Беларуси. Но и осуществляет перевозки автобусами городского и междугороднего класса. По словам водителей этой компании, на данный момент число пассажиров невелико. А вот в теплые месяцы автобусы переполнены и билеты распроданы.
Из России в Латвию едут автобусы компании Markatek. По словам водителей, проверка автобуса на границе занимает всего 30 минут.
По данным Госпогранохраны, существенно выросло число пассажиров из Молдовы. "Десятки тысяч в год пересекают границу. И, в принципе, они делают так, что один автобус увозит на границу, дальше пассажиры пересекают границу пешком. Соответственно, на обратной стороне встречает автобус, который везет дальше. Таким образом этот маршрут организован. Проводятся также усиленные собеседования. Соответственно, выясняется, не создают ли эти лица при въезде угрозу национальной безопасности Латвии. И если во время интервью такая информация получается, то им отказывают во въезде в Латвию", - рассказал начальник Государственной пограничной службы генерал Гунтис Пуятc. У МВД нет плана по ограничению пассажирского сообщения в Россию и Беларусь. Можно только пытаться побудить людей этого не делать.
"Мы живем в такое время, когда риск действительно очень велик. С этим я согласен", - говорит министр внутренних дел Рихардс Козловскис ("Новое Единство").
"Я не могу гарантировать, что кто-то при въезде и пребывании там не попадет в сферу интересов служб, что потом вполне определенно может создать риски для нашей национальной безопасности. Это я понимаю. И это реальность. Вопрос в инструментах, как мы могли бы эти риски полностью минимизировать. У меня сейчас таких нет", - признается Козловскис.