РИГА, 28 фев — Sputnik. Служба госдоходов (СГД) уже много лет борется с теневой экономикой репрессивными мерами, усиленно контролируя, требуя больше информации, жестче наказывая, но в результате теневая экономика сокращалась медленнее, чем хотелось бы, пишет издание Dienas bizness.
Больше позитива
"Поэтому, может быть, попробуем с другой стороны, попробуем с позитива? – сказала Шмите-Роке в одном из интервью. – Покажем малому бизнесу, а также большому бизнесу, что дает снижение административной нагрузки, которое сокращает время выполнения обязательств перед государством. Тогда те, кто, возможно, сейчас работает в теневой экономике, не легализуется, не платит налоги, поймут, что действовать честно проще и комфортнее, ночью можно спать спокойнее, а не скрываться, прятаться и искать, где взять наличные, чтобы заплатить работникам зарплату в конвертах".
Комментируя пример Эстонии, где для малого бизнеса уплата налога автоматически осуществляется через банковский счет, она отметила, что в Латвии уже есть счет доходов от экономической деятельности для плательщиков налога на микропредприятия, но пользуются им мало, и такие счета открываются только в одном банке.
"Поэтому я стараюсь в каждом разговоре подчеркивать: если вы являетесь плательщиком налога на микропредприятия, если у вас нет расходов на предпринимательство, откройте такой счет и вам не понадобится бухгалтер, вам не нужно будет представлять декларации, банк договорился с государством, и оно все делает само", – сказал Шмите-Роке.
С начала этого года ставка налога на микропредприятия едина – 25%, которые банк удерживает и направляет на налоговые выплаты, поэтому она надеется, что активность плательщиков уже существующего налога на микропредприятия повысится.
На повестке дня - пересмотр налогов на рабочую силу
Сейчас под руководством Минфина действует рабочая группа по совершенствованию налоговой политики, в которую входят представители всех коалиционных партий и бизнес-организаций. На повестке дня – пересмотр налогов на рабочую силу, и одним из основных принципов является стремление снизить административную нагрузку.
По мнению Шмите-Роке, при консолидации существующих налоговых режимов и корректировки требований, наподобие условий для плательщиков налога на микропредприятия, другие пользователи налогового режима, например получатели гонораров, также должны оценить возможности использования счета доходов от экономической деятельности. так что нам надо говорить не о примере Эстонии, а о примере Латвии.
От процесса налогового администрирования к обслуживанию клиентов
Отдельный разговор зашел и о сайте СГД. На нем размещена хорошая и полезная информация, но ее много и порой она не совсем логично организована, поэтому люди теряются. Шмите-Роке призвала исходить из жизненных ситуаций. Например, если человек продает свою единственную недвижимость, он часто не знает, что ему нужно искать информацию о налоге на прирост капитала. Сайт должен давать людям четкие ответы, как поступать в самых разных жизненных ситуациях.
Шмите-Роке считает необходимым изменить содержание и оформление сайта СГД, а также форму, в которой СГД представляет информацию клиентам.
"Идея состоит в том, чтобы преобразовать его в соответствии с интуитивным подходом клиентов, – поясняет она. – Мы уже много лет делаем все для клиентов. Почему это не срабатывает? Потому что мы думаем, что знаем, чего хотят клиенты, но мы одинаково относимся и к огромным компаниям, и небольшим крестьянским хозяйствам. Мы не смогли "влезть в их шкуру". И это причина, по которой я осмелилась подать заявку на участие в конкурсе (на должность главы СГД – Freecity), потому что эти идеи всегда витали в воздухе, но никогда четко не излагались на бумаге как большая концепция".
Шмите-Роке добавила, что не планирует совершать революцию, просто многие вещи нужно представить иначе, например, цифровые процессы СГД. Она подчеркнула, что СГД является одним из самых цифровых государственных учреждений в Латвии и даже в Европе, но клиент этого не чувствует, потому что СГД создала все это как процесс налогового администрирования, а не обслуживания клиентов.
Шмите-Роке сказала, что уже составлен список дел, которые помогут СГД стать в большей мере ориентированной на клиентов. Глава СГД сообщила, что административная нагрузка, объем подаваемых документов и время принятия решений в СГД будут еще более сокращены.