РИГА, 27 фев — Sputnik. Опросы показывают, что "зеленые" партии столкнутся с серьезными трудностями, когда граждане ЕС в июне будут выбирать депутатов Европарламента. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен также пытается дистанцироваться от "зеленой" части своего наследия. К 2024 году те, кто настаивает на более решительных действиях по защите климата и природы, фактически повсюду остаются в меньшинстве, пишет Politico.
В ряде европейских стран проходят протесты фермеров: они выступают среди прочего против экологических норм, которые считают чрезмерными. Другой повод для недовольства - надвигающийся запрет ЕС на автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Крайне правые партии и консерваторы вступают в политическую борьбу, атакуя "зеленых" от имени фермеров и водителей.
В других странах сопротивление вызывает создание зеленой инфраструктуры, такой как ветряные электростанции. В Греции избирателей волнуют лесные пожары, в Венгрии - намерение строить в стране китайские фабрики по производству батареек, а в Словакии козлами отпущения популистов оказались медведи.
Существуют также ключевые региональные различия. На богатом севере, где климатическая политика регулирует личный выбор людей, ее воспринимают как атаку на свободу личности. В более жарких южных странах правительства изо всех сил пытаются сдержать общественный гнев по поводу своей неспособности справиться с засухами и пожарами, но при этом народ не требует сокращения выбросов. А на востоке рост стоимости жизни отодвигает "зеленую" политику на второй план, а ЕС с его "зеленой" политикой воспринимается как враг.
Как проблемы климата отражаются на политике в преддверии выборов в Европарламент в странах Балтии?
Латвия: ветропарки
Сменявшие друг друга правительства Латвии уже более десяти лет пытаются построить ветряные электростанции в сельской местности, но сталкиваются с местной оппозицией и судебными исками.
Суды в конечном итоге не поддержали местных жителей, но латвийским властям все равно пришлось проявить творческий подход, чтобы реализовать свой план. Прошлое правительство запланировало ветряные электростанции там, где они никому не будут мешать — скажем, в лесу или в море.
Новое коалиционное правительство Латвии, возглавляемое премьер-министром Эвикой Силиней из правоцентристской партии "Новое Единство", продолжило этот курс, одобрив новые планы строительства ветряных электростанций общей мощностью 800 мегаватт в государственных лесах.
У противников этой идеи мало представителей в Сейме. Единственная партия, недовольная строительством на шельфе, — это правый националистический Нацблок. Робертс Зиле, депутат Европарламента от Нацблока и вице-президент Европарламента, ненавидит ветряные электростанции, которые, по его словам, "не отвечают интересам латвийского государства".
"Можно сказать, что в основе "Зеленого курса" Европы лежит принцип кнута и пряника. К сожалению, пряник маленький, а кнут большой", - говорит Зиле.
Литва: налог на топливо
Под давлением Брюсселя консервативное правительство Литвы подняло налоги на транспорт и отопление, работающее на ископаемом топливе. В том числе был введен акциз в размере 304,1 евро за метрическую тонну сжиженного нефтяного газа (СНГ), который широко используется на фермах и в сельской местности.
Проблема в том, что Литва уже борется с растущей инфляцией и стремительным ростом цен на энергоносители. Через три недели после того, как вступило в силу повышение акциза, тысячи фермеров вышли на улицы Вильнюса. Это вынудило правительство пойти на попятную и выпустить законопроект, позволяющий снизить акциз до 41 евро за метрическую тонну СНГ.
Политические очки на этом набрал недавно созданный Союз демократов "За Литву" во главе с бывшим премьер-министром Саулюсом Сквернялисом.
Эстония: налог на автомобили
В январе правительство Эстонии одобрило план автоналога. Налог на автомобили с более высоким уровнем выбросов (то есть старые машины) вырастет, начиная с 2025 года.
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, Эстония занимает пятое место в ЕС по уровню владения автомобилями — 621 машина на каждую 1000 жителей. С учетом роста стоимости жизни, новый налог на автомобили никого не обрадовал. По данным опросов, против него выступают 70% населения страны.
Даже представляющие правящую либерально-социалистическую коалицию министры, курирующие финансы и климат, спорили о том, следует ли сделать налог более мягким для старых автомобилей.
Крайне правая Консервативная народная партия Эстонии (EKRE) была главным противником реформы. "Старые коммунисты снова строят коммунизм, где есть два типа людей: одни правят, а вторые пусть едят сено", — заявил лидер EKRE Мартин Хельме.