РИГА, 27 фев — Sputnik. Министерство здравоохранения — абсолютный рекордсмен по текучке руководителей: столько министров в новейшей истории Латвии не было ни в одном другом ведомстве, пишет BB.lv.
Всего начиная с 1990 года было 23 министра здравоохранения — и еще 8 политиков (премьеры и другие министры) исполняли обязанности глав Минздрава по совместительству после ухода очередного министра в отставку.
В среднем министры здравоохранения успевают поработать на своем посту от силы полтора года: или они уходят сами, разругавшись при этом со всей отраслью, или их снимает премьер. В первом правительстве Кариньша именно так и случилось — премьер просто выразил недоверие тогдашнему главе Минздрава Илзе Винькеле.
Возглавить Минздрав — это просто лучший способ загубить свою политическую карьеру. В подавляющем большинстве случаев тех, кто рулил Минздравом, в следующий Сейм уже не избирают.
Пока еще трудно сказать, ждет ли такая же счастливая участь нынешнего главу Минздрава Хосама Абу Мери ("Новое Единство"), но уже сейчас ясно, что он решил повторить ошибки многих своих предшественников. Единственное преимущество нынешнего министра — он состоит с премьером в одной партии, и, стало быть, увольнение ему не грозит.
До того, как возглавить Минздрав, Абу Мери не руководил никогда никаким государственным или муниципальным медицинским учреждением, он даже не был заведующим отделением или старшим врачом. Он просто работал гастроэнтерологом–диагностом в разных медицинских центрах — объезжал одну поликлинику и больницу за другой.
Это значит, что организаторского опыта у него нет. Но зато есть ощущение, что он может сделать все и совершить чудо — понравиться на этом посту избирателям.
Сперва глава Минздрава принялся испытывать терпение фармацевтической отрасли и аптечного рынка, пообещав любыми путями (главным образом за счет отрасли) снизить цены на лекарства. Предупреждениям о том, что в результате предложенной реформы аптеки в провинции могут закрыться, а некоторые рецептурные лекарства исчезнуть, министр не внял и продавил через правительство свою концепцию.
Соответствующие поправки в правила кабмина и в профильный закон должны быть представлены до 1 июля. Тогда–то и увидим, к чему приведут амбициозные планы Абу Мери. При этом пока неясно, сможет ли министр добиться от другого своего однопартийца — министра финансов Арвилса Ашераденса — согласия снизить НДС на медикаменты.
А пока министр решил повоевать на два фронта. Недавно Абу Мери направил мэру Риги Вилнису Кирсису (еще одному своему однопартийцу) письмо, в котором дал понять, что лечить людей с травмами за госсчет планируется в Восточной больнице и Рижской больнице травматологии и ортопедии. Рижскую же 2–ю больницу предлагается превратить в стационар по оказанию помощи хроническим больным — то есть по существу в социальное учреждение. И это при том, что с потоком людей, получивших травмы, сейчас не справляются все три больницы.
Но и это еще не все — министр заявляет, что услуги роженицам и по дородовому уходу, оказываемые Рижским роддомом, не соответствуют современным требованиям. Что это означает? Видимо, вскоре Минздрав решит, что оплачивать услуги роддома из бюджета нецелесообразно.
Общество больниц Латвии резонно отметило, что Минздрав, бросая обвинения в адрес двух больниц, не представил никаких фактов, подтверждающих эти обвинения. В действительности же уровень услуг, к примеру, в Рижской 2–й больнице, полностью соответствует европейским стандартам, что и было констатировано в минувшем году Европейским обществом больниц. До сих пор не было никаких нареканий и по поводу качества работы Рижского роддома.
Это все, конечно, очень интересно, но пациенты ждут от главы Минздрава другого — снижения очередей на медицинские услуги, увеличения квот на медпомощь за счет государственного финансирования, улучшения доступности медпомощи в целом. Пока ничто не свидетельствует о том, что Абу Мери сможет решить эти проблемы.
Кто победит в противостоянии отрасли и министра — понятно. И это не будет глава Минздрава.