"Путь домой": кто помогает вернуться в Россию

Имя Анатолия Бублика за последний год стало известно всем, кто мечтает переехать в Россию: вернувшись из Германии, он стал лидером целого движения по возвращению домой
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 23 фев — Sputnik, Алексей Стефанов. Анатолий Бублик - пример настоящего патриота России. Родился в Казахстане в семье поволжских немцев, переехавших в степи будущей Казахстанской ССР еще при Российской империи. В середине 1980-х годов семья Анатолия была вынуждена бежать в Омскую область России. Оттуда в возрасте 17 лет он уехал в Португалию, чтобы работать и помогать родителям и двум младшим сестрам деньгами в голодные 90-е. А там и семья эмигрировала в Германию.
В итоге Анатолий начал в Германии свой небольшой бизнес с продажи экологически чистых строительных материалов, который вырос до целой империи с филиалами по всей Европе и дошел даже до Китая. Но случилось 24 февраля 2022 года и вместе с супругой они приняли решение вернуться домой в Россию и увезти от русофобии и ЛГБТ-повестки своих четырех дочерей, которые родились уже в Германии.

В интервью Анатолий Бублик признался, что планировал приехать в Россию и начать тут бизнес, а получилось, что с головой ушел в общественную работу. Он подробно рассказал, как это получилось, чем занимается патриотическое движение "Путь домой" и как именно оно помогает людям.

Начинали просто с рассказа о себе

"Когда два года назад мы засобирались возвращаться на Родину, представлялось, что мы приедем такие грамотные, умные, наученные в Европе определенным алгоритмам и сразу начнем заниматься бизнесом. А когда начали собирать документы, оказалось, что это не так просто. Проживая там, ты оторван от реалий, которые существует в России, и тебе тяжело понять, для чего требуется тот или иной документ, почему он должен выглядеть именно так, где его взять. Ты просто не понимаешь этого", - рассказывает историю своего превращения из бизнесмена в волонтера Анатолий Бублик.
При этом он обращает внимание, что его семье было проще, чем тем, кто переезжает в Россию по госпрограмме переселения, потому что они уезжали из Германии как граждане России и все этапы получения вида на жительство и заветного паспорта миновали. И тем не менее, поскольку Анатолий не был в России 15,5 лет, тоже многого не знал. А найти ответы на вопросы: какие документы нужно собирать, как можно обосноваться, какой город для жизни выбрать, где можно снять жилье оказалось очень сложно.
Сложности переселения: с чем сталкиваются соотечественники в России
"Мы, конечно, обратились к социальным сетям, в том числе к Telegramи попали в маленькую группу, в которой люди делились мнением, как переехать, что нужно сделать, куда лучше поехать. А, когда сами двинулись в путь, столкнулись с большой чередой неприятностей и трудностей. Нам очень тяжело далось путешествие - восемь дней мы провели в машине с четырьмя маленькими детьми. Именно об этом мы рассказывали в этой маленькой группе - на тот момент там было что-то порядка 2000 человек. Мы оставляли голосовые сообщения, фото и видео о том, как переезжаем и что нас ожидало по пути", - продолжает собеседник.
Когда же семья Анатолия Бублика доехала до Ставрополя, обосновалась, в той же группе они стали рассказывать, как проходят бюрократические препоны, поясняли, что сделали неправильно еще в Германии при оформлении документов. Люди начали писать в личные сообщения – вначале пара человек в день, потом десяток. Но, когда посыпались десятки и дальше сотни сообщений, как говорит Анатолий, "мы просто вынуждены были создать что-то свое", чтобы выкладывать ответы на самые распространенные вопросы. Для ответов каждому в "личку" уже просто не было времени. Так и родился проект "Путь домой".
"Буквально за несколько дней туда пришли сотни, а потом и тысячи человек, и мы просто вынуждены были пригласить ребят, которые стали администраторами в свободное от работы время. Даже смеялись, что мы цифровые волонтеры, которые никого не видят, не слышат, за руку не держат, но пытаются чем-то помочь. Количество обращений было шквалообразным. Мы по-хорошему удивились, сколько людей хочет вернуться или переехать в Россию", - до сих пор поражается Бублик.

Планировали помогать только жителям Германии

Изначально волонтерское движение "Путь домой" планировало помогать только жителям Германии, потому что Анатолий с семьей сам прожил в этой стране, имея второе гражданство Германии, знает немецкий язык и немецкую бюрократию. Но от такой узкой направленности пришлось отказаться – команду Бублика стали заваливать вопросами жители стран Балтии, других европейских стран, даже Канады и США.
"И мы начали набирать администраторов из стран, которые обеспечивают массовый поток переселенцев. Помимо Германии это Казахстан, Латвия Франция, Канада… Это те волонтеры, которые начали рассказывать о том, как они собирали информацию у себя дома. В скором времени возникла необходимость создания информационного канала, - гордится проделанной работой собеседник. - Сейчас у нас есть информационный канал, где хранятся тысячи документов, ссылок, куда каждый человек может зайти, по поиску забить страну, регион, узнать, какой список документов необходим, как оформляется виза, где найти работу. Это все у нас сохранено, систематизировано и там тысячи документов".
На сегодняшний день в волонтерском проекте "Путь домой" 52 сотрудника, в общей сложности 36 платформ, на которых они работают, в томчисле YouTube, RuTube.
"Мы входим в очень большое количество организаций, рабочих комитетов, круглых столов, помогаем всем, кто хочет переехать. У нас в проекте 35 стран и мы работаем в трех часовых поясах. Если исключить 5-6 часов отдыха, которые мы себе позволяем, отвечаем на вопросы круглые сутки. Потому что, когда кто-то у нас просыпается в Канаде, он застает вечерний сеанс помощи людям в стриме или интервью", - отмечает Бублик.
"Карта соотечественника" может быть введена уже в этом году
О популярности проекта "Путь домой" говорит и тот факт, что в интернете стали появляться фейковые аккаунты, которые называются так же, но ведут подрывную деятельность на территории России. Анатолий Бублик отмечает, что "Путь домой" - это патриотическое движение, которое собирает вокруг себя людей, желающих переехать и жить в России. На сегодняшний день - это автономная некоммерческая организация Центр содействия добровольному переселению "Путь домой". И вся наша помощь для людей, которые хотят переехать в Россию, она бесплатная, подчеркивает собеседник.

Трудности даются не зря

"Путь домой" настолько часто проводил мероприятия с общественными организациями, с вузами, с регионами, что Анатолию Бублику пришлось взять себе помощника - заместителя по связям с общественностью. И он принял на эту должность к себе в команду "креативного и энергичного человека" Викторию Романову, которая с семьей переехала в Великий Новгород из Латвии. И с которой сразу после этого я делал интервью. Это видеоинтервью с Викторией Романовой до сих пор активно смотрят пользователи YouTube.
"Потому что это видео несет позитивный запас энергии, посыл: люди, переезжайте. И говорит: как бы не было трудно, все равно все уладится, вы будете в России. И этот посыл мы пытаемся сохранить во всех наших мероприятиях, во всех наших онлайн-стримах, видеоконференциях. Для того, чтобы люди поняли: да, будут трудности, но они все решаемы. И если человек истинно хочет переехать в Россию, все это через полгода, восемь месяцев будет казаться, я не хочу сказать кошмарным сном, но сном, который уже прошел", - уверен собеседник.
Про себя он говорит, что часто слышит в свой адрес вопросы: может, не надо было всем этим заниматься, а просто делать бизнес и растить детей? А все свободное время и вправду съедает эта общественная работа, уточняет Анатолий Бублик. На что сам и отвечает, что эти трудности, с которыми столкнулась в том числе его семья при переезде, были даны не зря – "мы прошли через них, через эти трудности изучили систему от и до, как она работает".
Корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов и руководитель проекта "Путь домой" Анатолий Бублик
"Именно эти трудности и помогли созданию проекта "Путь домой". На сегодняшний день к нам обратилось более 140 000 человек с просьбой помочь им переселиться. На 1 января этого года 1900 семей нам отписались, что они переехали. Но у нас нет требования, что, придя к нам за помощью, вы обязательно должны сообщить, переехали или нет. Человек приходит, получает всю информацию, мы не просим даже имени, нам нужно просто знать из какой он страны едет и по какому алгоритму - по программе переселения, по соглашению между Латвией и Россией, по системе РВП, воссоединению семьи", - отмечает Анатолий.
Тем не менее 14 000 сами ответили на вопросы о себе. И это помогло вывести статистику: из какой страны сколько людей едет, кто они по профессии, сколько у них детей, в какой город хотели бы переехать. Так что картина среднестатистического переселенца у движения "Путь домой" имеется.
Если вкратце говорить, откуда переезжают люди, то статистика получается такой: 35-37% - это Германия, 19% - Казахстан, от 10 до 14% - Азия (не трудовые мигранты, а именно наши соотечественники, которые после развала Советского Союза остались там), 14% - страны Балтии, 10% - вся Западная Европа (кроме Германии), Восточная Европа, Израиль, Канада и США – по 2%. С бывшими советскими республиками понятно, а вот из стран Восточной Европы, Запада – едут, как уточняет собеседник, тоже наши соотечественники, но которые никогда не жили в России, а после развала СССР из национальных республик уехали в самые разные государства мира. Есть переселенцы даже из Аргентины и Перу. А желающие – из ЮАР и Сингапура.

Страх за детей и желание быть с Россией

Недавно в Нижний Новгород переехала многодетная семья из Канады, у которой с Россией не было никакой связи. Анатолий Бублик на это говорит, что на Россию люди во всех странах смотрят как на Ноев ковчег – "многие еще боятся приезжать, обращаются к нам инкогнито, им нужна информация, как выехать тайком, спрашивают, когда вы победите, чтобы мы смогли свободно переехать, иначе у нас нет шансов".
Основные причины этого решения, согласно опросам движения "Путь домой", это ЛГБТ-повестка, русофобия, притеснение верующих самых разных конфессий и даже боязнь голода, потому что во многих странах может быть искусственно создан голодомор. "Страх за детей и желание быть с Россией в этот момент – это два ответа, которые чаще всего дают люди. А опрошенных несколько тысяч".
"Многие задают вопрос: почему же мы не видим массово на улицах эти сотни тысяч? Наша система их не пускает пока. А так у нас было бы гораздо больше людей, которые переехали бы из Канады, из США, из Бангладеш и которые говорят на русском", - поясняет Анатолий.
А на вопрос, что нужно, чтобы упростить этот путь домой, собеседник отвечает примером: "Чтобы украинцу легализоваться в России, нужно собрать пять документов. Чтобы легализоваться сыну человека, который из Казахстана переехал в Германию, нужно собрать 12 документов. И эти 12 документов должны быть большей частью апостилированы, переведены, заверены. Документы должны быть поданы в консульстве, оно отправляет их в регион, там рассматривают документы человека и выносят решение, основываясь на том, требуется ли профессия этого претендента в данном регионе, подходит ли он под возрастные группы, есть ли деньги в кассе у региона для того, чтобы выплатить этому человеку подъемные деньги и компенсировать часть переезда".
Фактически на сегодняшний день программа переселения соотечественников представляет из себя биржу труда – в России охотно принимают трудовых мигрантов, но не соотечественников, уточняет собеседник. "И эту систему давно пора менять, люди не просят денег, просто сократите количество препонов", - говорит он.
И приводит личный пример: в Германии Анатолий пришел в консульство, перевел документы, заверил их у нотариуса, находящегося в консульстве, то есть у представителя Российской Федерации за рубежом, приехал в Ставрополь, а там в паспортном столе заставили переводить все по новой.
Корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов
"К нам вчера пришло письмо от женщины. Она подавала документы в консульство в Германии, ей на заверение и перевод документов на одного человека пришлось потратить 1 000 евро. А вот представьте - у меня семья из шести человек. Хорошо, я зарабатывал, не жалуюсь, мы эти деньги можем потратить, а еще же нужно переехать, если автомобиль у тебя не был во владении год, нужно его растаможить, зачастую таможенники ставят серьезные препоны и тебе приходится платить за вещи, которые везешь. То есть фактически для того, чтобы из Германии переехать в Российскую Федерацию, человек должен потратить порядка 10-15 тысяч евро", - отмечает собеседник.
Ладно, Германия страна не бедная, и консульство хорошо работает, но есть бедные страны, и такие, где консульства плохо работают, а люди вообще не понимают, как можно переехать, дополняет он.
"Если бы мы убрали часть документов, требуемых именно с нашей стороны (России – ред.), если бы мы убрали препоны, такие вот как 12 месяцев владения автомобилем, мы бы обеспечили мощный прирост населения. Вывезти деньги из Европы невозможно. Чтобы как-то сберечь свои деньги, люди покупают автомобиль. Или просто у них старый автомобиль, а они хотят переселиться на более новом автомобиле, чтобы он их довез из Германии, скажем, до Мурманска или Владивостока. Они покупают новый автомобиль и не могут его оформить льготно. Они должны год ждать", - уверен Анатолий Бублик.
А за год может произойти все, что угодно: могут закрыться границы, как в Финляндии, в этой семье могут произойти какие-то страшные события, могут арестовать кого-то, как в Латвии или Эстонии. "А ювеналка? Это же серьезный вопрос. Люди год должны прожить, скрывая от всех, что хотят переехать, "потому что, если ты не будешь скрывать, твоих детей могут забрать из семьи". То есть по сути мы отсекаем от себя людей, которые нам нужны, возмущается Анатолий.
"Вот мы официально вывозили детей в Китай - никто до последнего момента не знал, что мы переезжаем в Россию. В Китае был филиал моего предприятия, я туда периодически летал и поэтому, когда мы сказали, что уезжаем в Китай, все восприняли это нормально. А у одного из моих заместителей, когда они сказали, что через пару недель уезжают и попросили документы из школы, к старшему сыну пришла представитель ювенальной юстиции и с директором школы уговаривали ребенка подать заявление на родителей, что родители вывозят его без согласия в страну-агрессор", - поясняет собеседник.
Видео
Бублик: "Чтобы вывезти детей из "райского сАда", их приходится прятать в багажнике"
И это не единичный случай, подчеркивает он. Несколько семей из Германии пришлось вывозить в багажниках автомобилей, потому что "ребенок является собственностью государства в Германии, и ты не имеешь права вывозить его в страну-агрессор".
Люди готовы идти на любые ухищрения, лишь бы переехать в Россию. Но, как говорит Анатолий Бублик, российские чиновники это, к сожалению, не видят. Они видят цифры и говорят "у нас по программе переселения сейчас огромный спад".

Надо менять систему, создавать институт репатриации

"Недавно были опубликованы цифры по программе переселения и к нам обратились многие издательства за комментариями. Честно скажу, мы устали их комментировать, потому что просто опираться на цифры, не анализируя, что происходит, нельзя. Получается у нас сделали вывод: да кто к нам поедет. А мы говорим: вы придите к нам, посмотрите, кто к нам едет, кто хочет к нам приехать, кого мы не пускаем. К примеру, в Германии сократили количество консульских учреждений на 80%. Люди, для того чтобы попасть в консульство, сейчас ждут от 6 до 9 месяцев", - подчеркивает собеседник.
Уточняя, что такая ситуация, конечно, сказывается на числах негативно. Поэтому это не тот случай, когда можно по статистике понять истинную картину.
"Надо менять систему, создавать институт репатриации - какой есть в Израиле, в Германии, упрощать работу, уменьшать документооборот, вводить карту соотечественника. Мы участвуем в ее создании, я вхожу в межведомственную рабочую группу при Евгении Александровиче Примакове, Россотрудничество работает, но им ставят препоны, не разрешаются многие вещи. А вообще алгоритм проработан, внесены все вопросы, все трудности, которые ожидают человека. База уже есть, но запустить ее нельзя. За рубежом проживает как минимум 26 млн наших русскоговорящих людей, некоторые статисты доходят до 45 млн. Вы представляете, какая это масса? Даже если мы 10% от этого числа привезем в Россию, какой это импульс будет для развития страны и какой-то удар по имиджу других стран", - уверен Анатолий Бублик.