РИГА, 11 янв — Sputnik. Представитель Сейма Вилнис Витолиньш в ходе заседания Конституционного суда не смог объяснить, почему одним россиянам для получения нового ВНЖ надо сдавать латышский язык и подтверждать доход, а другим нет. Он предположил, что новые нормы могут распространяться и на тех бывших неграждан, которые получили ВНЖ по старым нормам иммиграционного закона.
В четверг, 11 января, в суде Сатверсме продолжается рассмотрение дела о норме, согласно которой граждане России для получения нового вида на жительство должны подтвердить знание латышского языка. Иск в КС подали граждане России, имеющие постоянные виды на жительство в Латвии. Они просят суд оценить соответствие пункта 58 переходных положений закона об иммиграции ст. 1 Конституции, первому предложению ст. 91 и ст. 96.
Во второй день рассмотрения иска центральным вопросом стало различное отношение к гражданам РФ, которые живут в Латвии на основании постоянного вида на жительство. Одни получили ВНЖ по старому закону — у них ничего не меняется, знаний госязыка от них не требуют. Новые требования распространили только на граждан России, которые получали постоянный вид на жительство по нормам иммиграционного закона, вступившего в силу в мае 2003 года.
В первый день слушаний представитель Сейма Вилнис Витолиньш пояснил: депутаты решили, что первая группа российских граждан достаточно немногочисленна — около 6000 человек, причем из них лишь около тысячи активного возраста. Поэтому депутаты решили сконцентироваться только на второй группе, которая составляет около 25 тысяч человек.
Представитель УДГМ Арвидс Захарс уточнил в ходе заседания второго дня суда, что на основании старого закона до 2003 года постоянный вид на жительство в Латвии без сдачи языкового экзамена получили 6222 резидента Латвии. Среди них было 4949 граждан России, которые на тот момент имели постоянную прописку в Латвии.
Сколько среди них гражданство России получили, отказавшись от статуса гражданина или негражданина Латвии, юрист сказать не смог. Конституционный суд поручил найти эти сведения в ближайшее время.
Представитель Сейма Вилнис Витолиньш предположил, что те из них, кто были негражданами Латвии и отказались от статуса в пользу гражданства России, тоже попадают под новые поправки.
Также Захарс в ходе заседания сообщил, что на данный момент страну покинули около 900 граждан России, которым ранее был выдан ВНЖ, однако об остальных лицах информации нет, поскольку они не ответили на письма УДГМ.
Он подчеркнул, что люди по-прежнему продолжают обращаться в УДГМ за видом на жительство, и до сегодняшнего дня никаких решений о выдворении не было принято.
Всего поправки к иммиграционному закону, по словам Захарса, затронули 25 316 граждан РФ. Из них 16 478 граждан РФ уже подали документы на статус постоянного жителя ЕС в Латвии.
Так, 219 гражданам РФ из подавших документы в новом постоянном статусе отказали (они не выполнили условия пребывания — отсутствовали дольше 10 месяцев за 5 лет, или наличия минимального дохода).
Запросили временный ВНЖ в Латвии 5132 гражданина РФ. В том числе — на временный ВНЖ на два года с правами постоянного, который по новым правилам можно получить тем, кто дважды сдавал языковой экзамен и не сдал. 1273 гражданина РФ уже получили временный ВНЖ на два года с правами постоянного.
Получили отказ во временном ВНЖ 92 гражданина РФ, но они могут подавать апелляции, обжаловать в суде или делать попытки заявляться на другой вид на жительства.
Около 2200 граждан РФ с УДГМ не связались и никаких документов не подали.
А 1167 граждан РФ получат заказным письмом распоряжение на выезд. В письме их попросят дать разъяснения по семейным обстоятельствам, а также — почему они не выполняли новые нормы.
Ни один гражданин РФ из запросивших новый ВНЖ не получил отказ в связи с заключением служб госбезопасности о том, что он может быть угрозой Латвии.
Есть еще значительное число граждан РФ, которые экзамены сдавали неуспешно, но документы на двухлетний ВНЖ еще не подали. Они могут на законных основаниях это сделать до 31 марта, но их постоянный ВНЖ уже утратил сил — они не получают соцобеспечения, оплаченной Латвией медицинской помощи и не могут работать.