РИГА, 27 дек — Sputnik. RIMI разместила рекламные плакаты, обещающие 40%-ную скидку на кондитерские изделия, но при этом на 40% подняла цену на собственную выпечку – что-то среднее между хлебом и булочкой. Разумеется, RIMI не совершила ничего криминального. На рекламных плакатах пояснили, что снижение цен касается продукции Latvijas maiznieks, а пышки RIMI выпекает сама. Арнис Клуйнис анализирует в Neatkarīgā на примере булочек ситуацию с инфляцией в Латвии.
Нет оснований не верить тому, что товары, представленные на плакатах, действительно продавали со скидкой, но это не свидетельство справедливого отношения к потребителю. Реклама – это же не инструкция, которую покупатели должны либо прочитать до конца, либо взять на себя полную ответственность за последствия, вызванные игнорированием инструкции. Реклама призвана убедить в том, что к рождественско-новогоднему марафону в RIMI будут более дешевые мучные изделия. Подобные убеждения должны направить больше покупателей в магазины RIMI, мимо других магазинов, расположенные бок о бок и в Риге, и других местах, где в Латвии осталось население.
Однако от потребителей рекламы нельзя ожидать и требовать точного запоминания конкретного товара, его производителя, объема упаковки и другой информации, которую вообще-то из рекламы можно узнать, если ее детально изучить. Это могли позволить сделать люди, ожидающие общественного транспорта на остановках, где были развешаны рекламные плакаты RIMI. Многие так и поступили, пока ждали автобус или троллейбус. Но еще больше людей проехали мимо этих плакатов и не могли воспринять ничего, кроме того, что RIMI предлагает скидку на хлеб.
Зерно наполовину дешевле, но...
Возможную динамику цен на хлеб в 2023 году и далее до урожая 2024 года изучили осенью, когда был собран урожай этого года, и эксперты пришли к выводу, что из подешевевшего в два раза зерна будут выпекать такой же дорогой хлеб. С точки зрения статистики все верно – на одни мучные изделия цену поднимают на 40%, а на другие на столько же снижают.
Инга Бите, менеджер по связям с общественностью RIMI Latvia, прокомментировала повышение цен: "Rimi активно следит за ситуацией на рынке, принимая во внимание как цены на сырье, так и деятельность конкурентов, поэтому цена пышки сейчас равна рыночной цене аналогичного продукта в других магазинах, при расчете в соотношении цены за единицу товара и килограмма продукции".
Вопрос о том, насколько этично заманивать покупателей в магазины обещаниями продавать более дешевые товары, хотя цена на них на самом деле все время растет, проигнорирован. Около месяца назад RIMI подняла цену на свои пышки с 15 до 18 евроцентов за штуку. А накануне Рождества цена была поднята до 21 евроцента за штуку. Как будто это всего несколько центов, но с другой стороны, 6 евроцентов — это 40% от первоначальной цены продукта.
Старый прием RIMI – взвалить ответственность за цены на конкурентов – заставил поинтересоваться, действительно ли конкуренты повышают цены в соответствующем сегменте продукции.
Райна Анна Лочмеле, руководитель проектов корпоративных коммуникаций Maxima Latvija, заявила, что "цены на мучные изделия в магазинах Maxima в целом существенно не изменились", но допустила, что это может произойти: "Цены на сырье, которые сейчас очень изменчивы, могут повлиять на цену продукта".
Инфляция никуда не исчезла
Еще одним поводом обратить внимание на 40%-ное подорожание пышек стало совпадение этого повышения не только с предпраздничным периодом, но и с графиком работы Управления статистики. 8 декабря ЦСУ опубликовало расчеты, согласно которым "средний уровень потребительских цен в ноябре в течение года увеличился на 1,0%". Ведь есть разница между ростом цен на 1 и 40%! В ноябре RIMI подняла цену на пышки всего на 3 евроцента, но следующее повышение цен относится уже к декабрю, который в ноябрьский отчет по инфляции не вошел.
Труды статистиков повлекли за собой целый вал высказываний о том, что рост потребительских цен затормозился:
"Мы сейчас пережили большую волну повышения цен и можем восстановиться в более спокойных водах" (Иева Опмане, Банк Латвии).
"Инфляция в сегменте продуктов питания будет быстро снижаться, поскольку производство сельскохозяйственной продукции увеличивается, а спрос снижается из-за слабого экономического роста" (Дайнис Гашпуитис, SEB).
"Падение инфляции в этом году было таким же стремительным, как и ее рост в 2022 году, а инфляция в Латвии сейчас ниже, чем в среднем по еврозоне" (Мартиньш Аболиньш, Citadele).
"В течение последних двух лет инфляция была самой большой экономической проблемой, но она решена" (Петерис Страутиньш, Luminor).
Конечно, рост цены на 40% на маленькую пышку не опровергает все то, что статистики подсчитали и пытаются донести до общественности пропагандисты. Эти пышки не могут занять существенное место в потребительской корзине, потому что оптом их никто не покупает. Их предназначение – быть съеденными теплыми, если не в прямом, то в переносном смысле. Только тогда булочка обладает всеми теми вкусовыми качествами, из-за которых люди согласны платить сейчас по 3 евро за килограмм, что в пару раз дороже, чем самый дешевый белый хлеб. Те, кому нужно экономить каждый цент, найдут товары подешевле. Но и утверждения об уходе инфляции нельзя назвать правдивыми.