РИГА, 22 дек — Sputnik. До сих пор коммерческие банки платили Латвии не налоги, а так – карманные деньги, мелочь. В прошлом году Служба государственных доходов в виде подоходного налога с предприятий собрала 831 752 евро из прибыли банков в 321,3 миллиона, пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā.
Уже с момента восстановления независимости Латвия стала офшором для коммерческих банков. Государство с них собирает символические налоги, поясняя, что таким образом:
• в стране обоснуются столько банков, что совокупно соберут государству хоть сколько-то денег;
• банки создадут много хорошо оплачиваемых рабочих мест;
• из глобального денежного обращения выпадут кредиты местным предпринимателям;
• банки разрекламируют Латвию как привлекательное место для бизнеса, как добрым словом в международных кругах, так и своими вывесками в центре Риги и поддержанием спроса на пабы в Старой Риге и бани под Ригой как отличные места для заключения сделок.
Медовый месяц превращается в мрачный быт
Время от времени какие-то проблески исполнения надежд действительно вспыхивали, но сейчас все расчеты провалились. Вот уже четыре или пять лет чиновники жалуются на отсутствие конкуренции в банковском секторе и обещают, что вот-вот привлекут еще какой-нибудь банк в Латвию, где они себя так хорошо чувствуют. А банки между тем уже с 2008 года сокращают общий кредитный портфель. При таком расчете надо еще из эпизодического номинального роста ссудного портфеля вычесть падение покупательной способности одолженных денег. Банки увольняют ненужных сотрудников, потому что банки зарабатывают на комиссиях за перевод безналичных денег со счетов компании на счета сотрудников и со счетов сотрудников на счета домоуправов: деньги перемещают компьютеры, не кассиры. И вместо ожидаемого престижа банки страну опозорили, превратив ее в место отмывания денег.
В последние годы государство и коммерческие банки вели себя, как ссорящиеся супруги, которым приходится уживаться в одной квартире, потому что другого жилья они не нашли. В этом году мера терпения государства переполнилась, поскольку банки неоднократно поднимали цены на свои услуги, и, соответственно, прибыль их росла. Государство обиделось и пригрозило начать собирать налоги с банков, а банки пожаловались мамочке (ну, или няне) – ЕЦБ – и называют суды своими добрыми тетушками, чьи решения не в пользу Латвии, вроде как яснее ясного.
Добровольно уплачиваемый налог с прибыли предприятий
В прошлом году коммерческие банки заплатили налог с прибыли предприятий (НПП) в размере 321 300 000/831 752 = 386, то есть 386-ю часть от чистой прибыли. Эти данные предоставила СГД и посчитала необходимым добавить, что эти цифры "не свидетельствуют об уклонении от уплаты налогов". Сотрудники СГД правы: банковские платежи соответствуют законам Латвии. НДС взимается только в том случае, если банки объявляют о распределении прибыли между акционерами, но ничего не платят до тех пор, пока акционеры способны договориться о том, как они будут совместно использовать деньги, полученные от латвийских предприятий и жителей. На самом деле НПП в прошлом году Латвии заплатили два банка, чтобы расплатиться и попрощаться с физическими или юридическими лицами, которые решили зафиксировать заработанное в этих банках и найти этим деньгам новое применение.
Позиции банков среди 140 тысяч налогоплательщиков – отнюдь не самые высокие.
Нельзя, конечно, утверждать, что банки должны платить только НПП и только в таком размере, как они пожелали. Предприятия в Латвии платят различные налоги, сборы и взносы, общие суммы которых публикуются СГД для каждой компании. СГД ранжирует все компании в порядке убывания платежей. Всего в списке на 2022 год – 138 824 предприятия. Среди банков самое высокое – 73-е – место занял Swedbank с выплатой в размере 15,8 млн евро. Сразу за ним в рейтинге Citadele с такой же суммой, а, например, Luminor занял 81-е место с 15,4 млн, SEB banka – на 99-м месте с платежом в размере 12 млн евро.
Платежи банков выглядят впечатляюще не только по сравнению с суммами денег, которыми "ворочают" домохозяйства. Большие банки заняли места во второй половине первой сотни крупнейших налогоплательщиков, практически никому не известный Inbank заплатил государству 1,4 млн евро и остался в первой тысяче среди почти 140 тысяч плательщиков, из которых более 100 тысяч компаний — просто призраки, которые не платят ни цента, а банки платят даже после смерти.
Больницы платят государству гораздо больше, чем банки
Но престиж банков рушится, если их платежи сравнить с другими предприятиями. Как уже было сказано, на высоком 73-м месте находится Swedbank с 15,8 млн евро, к которым надо добавить еще несколько миллионов евро от финансовой группы Swedbank. Все верно, только на 65-м месте с выплатой в размере 17,2 млн евро находится Даугавпилсская региональная больница, о которой в последние дни звучат печальные новости – мол, она почти банкрот, не может заплатить зарплату сотрудникам и так далее.
Крупные рижские больницы, которые платят государству десятки миллионов евро налогов, находятся на высоте, для банков недоступной, даже если посчитать платежи не только финансовых групп, но и всех банков вместе.
Swedbank в качестве крупнейшего по размеру активов коммерческого банка служит негативным примером, но с банка, который в прошлом году фиксировал прибыль в размере 135 млн евро, государство потребовало меньше, чем с предприятия, доведенного до банкротства, которое теперь придется спасать за счет других налогоплательщиков. Конечно, и за счет банков, только доля банков в налоговых выплатах невелика по сравнению с выплатами больниц, коммунальных предприятий и других компаний, которые действительно нужны людям. А Swedbank, как и любой другой банк, может исчезнуть хоть сегодня. Люди и не заметят, что поток их денег от плательщика к продавцам товаров и услуг поддерживают компьютеры другого финансового учреждения.
Не обломает ли государство зубы об банки?
За девять месяцев (три квартала) этого года Swedbank собрал 202 млн евро прибыли, а банковский сектор Латвии – 564 млн евро, что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период годом ранее. В таких условиях государство набралось смелости изменить порядок оплаты НПП банков.
Бюджет Латвии на следующий год составлен с расчетом на сбор НПП в размере 140 млн евро, независимо от решений банков о разделе прибыли. Во-вторых, создана сложная схема стоимостью 80—90 млн евро для частичной компенсации должникам по ипотечным кредитам за увеличение процентных платежей за счет банков. Государство заинтересовано, чтобы деньги, возвращенные должникам, собрали как можно быстрее за счет налогов на потребление, в отличие от ситуации, когда банки собирают эти деньги и куда-то увозят. Как видите, 140+90=230 — это лишь часть увеличения прибыли банков в 2023 году. Но банки готовы бороться, если Латвия позволяет требовать от них деньги, превышающие добровольные и символические выплаты.