РИГА, 21 дек — Sputnik. Согласно официальной статистике, в сентябре Латвию покинули 3 656 человек. Подавляющее большинство из них — граждане РФ, у которых в сентябре аннулировали постоянный вид на жительство, и вычеркнули из Регистра жителей. Но сколько из них на самом деле покинули Латвию, никто не знает, сообщает Rus.lsm.lv.
Допустим, у жившего в Латвии иностранного гражданина был вид на жительство и, следовательно, персональный код. Потом и то и другое аннулировали, но человек физически все равно пребывает тут (например, находится в процессе оформления временного вида на жительство или судится, или готовится уезжать, или ничего не делает, а тихо живет себе дальше). Знает ли об этом государство?
Кто проверяет
"Такие данные не собираем", — ответила пресс-секретарь Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) Мадара Пуке.
А кто собирает?
"Скорее всего, никто. Если у лица нет законного основания находиться в Латвии, то вид на жительство и все, что с ним связано, — аннулируются. В соответствии с законом такие лица в установленный срок должны добровольно покинуть страну", — пояснила Пуке.
Сколько таких людей покинули не только регистр, но и страну, в УДГМ тоже не знают.
"Пересечение границ происходит в том числе в рамках ЕС и Шенгена, поэтому тотальный контроль жителей невозможен. Такой контроль возможен только в странах, где все границы закрыты и каждый факт пересечения границы регистрируется", — поясняют в пресс-службе ведомства.
У людей с аннулированным видом на жительство зачастую могут быть законные индивидуальные причины задержаться в стране. Скажем, статус жителя в регистре — "пассивный", но человеку дано время на легализацию: еще можно подать заявление на новый вид на жительство. То есть официально человека тут нет, но вот оформится — и снова официально появится.
Сотрудники УДГМ лично не обходят конкретные адреса проживания российских граждан с аннулированными видами на жительство.
"Мы отправим письма с просьбой обосновать свои действия по последнему месту жительства. Если эти письма не дойдут до цели и вернутся обратно, то мы попросим Госпогранохрану проверить, действительно ли эти лица больше не проживают в стране", — пояснила Пуке.
Погранслужба на вопросы Rus.LSM.lv не ответила.
Кто их лечит
Одно из последствий утраты персонального кода — исключение человека из "регистра пациентов", который ведет Национальная служба здравоохранения (НСЗ, NVD). Если тебя в нем нет, все лечение — от вызова неотложки до срочной операции — только за свой счет.
Информацию о том, кого следует вписать в регистр пациентов или исключить из него, NVD получает от УДГМ. Именно так в сентябре из регистра вычеркнули 3534 живших в Латвии граждан РФ, пояснила Rus.LSM.lv пресс-секретарь NVD Синтия Гулбе.
Вызов неотложки для таких людей обойдется в 191,68 евро. Дороже будет и остальное лечение.
Что будет, если человек, скажем, исключен из регистра в середине курса химиотерапии или перед жизненно важной операцией? Лечение не прекращается, но придется оплатить его полную стоимость, отвечают в NVD.
А если операция не срочная, а плановая, сроки подходят, а тут пациента "вычеркивают"? Теряется ли место в очереди (иногда ведь приходится ждать годами)? Тогда человек должен связаться с медицинским учреждением и договориться и о порядке получения услуги, и об оплате, говорит NVD.
Сколько было подобных случаев с российскими гражданами и как эти ситуации решались, в Службе здравоохранения не знают. Сколько человек отказались от лечения, осознав, что "не потянут" счета, выяснить в принципе невозможно.
Кто им помогает
Тем гражданам РФ, у которых в сентябре был аннулирован вид на жительство и которые не попытались легализовать свой статус, начиная с октября перестали выплачивать пенсии и прочие пособия (по инвалидности, потере кормильца, безработице, болезни, на оплату коммунальных услуг, за детей и т. д). По данным VSAA, это затронуло около 600 человек.
Рассчитывать им остается только на помощь волонтеров.
У Социальной службы Даугавпилса есть примерно полтора десятка клиентов, у которых есть российские паспорта — но уже нет документов, нужных для получения пособий.
"Мы даем им четыре месяца на завершение процесса оформления — как только он будет завершен, они сразу получат необходимый статус и помощь, но пока находятся вот в таком "подвешенном" состоянии и помощи от нашей службы не получают. Если ситуация совсем критическая, можно обратиться в общественную организацию Rūpes, там есть волонтеры, продуктовые наборы и т. д. К сожалению, если человек получит окончательный отказ в ВНЖ, мы ничем ему помочь не сможем", — рассказала руководитель Социальной службы Даугавпилса Марина Герасимова.
Ситуаций, когда пришлось бы прервать "аннулированному" выплату социального пособия, в Лиепае еще не было, рассказала социальный работник Отдела социальной помощи Инга Шуксте..
Не было и случаев, когда персонального кода лишался клиент, получающий социальный уход по месту жительства (обычно это одинокие люди, которые в силу возраста или болезни не в состоянии справляться с домашними делами, а порой и с собственной гигиеной).
В Доме престарелых, по ее словам, все обитатели — старше 75 лет (т. е. язык им сдавать не нужно), сотрудники и Дома престарелых, и социальных домов следят за ситуацией и всегда помогают с оформлением документов, в том числе и в УДГМ со своими подопечными ездят.
"Я и сама собирала информацию, и у нас очень много разных указаний и из министерства [благосостояния], и из УДГМ, как надо действовать в конкретных ситуациях — для нашей работы это очень важно. Но, повторю, у нас практически не было таких случаев. Сложно сказать, что будет после 31 декабря… Но те, у кого есть временный ВНЖ, смогут приходить к нам и получать всю социальную помощь", — заключила Шуксте.