РИГА, 15 дек — Sputnik. Сейм Латвии на заседании 14 декабря поддержал концептуально поправки Национального объединения к закону "О труде", которые предусматривают отказ от требования владения русским языком на рынке труда от работников, за исключением отдельных профессий.
За законопроект проголосовали 72 депутата — от Национального объединения, "Нового Единства", "Объединенного списка", "Прогрессивных", большинство Союза зеленых и крестьян (СЗК). Против были 10 депутатов от "Стабильности", 9 депутатов, будучи зарегистрированными, не голосовали — это парламентарии от "Латвии на первом месте" и СЗК.
Впереди — еще два чтения законопроекта в Сейме.
В законопроекте говорится, что требовать владения русским языком работодатели смогут только от представителей следующих профессий:
академический персонал высших учебных заведений;
библиотекари, архивариусы и родственные профессии;
писатели, журналисты и лингвисты.
Нацобъединение считает, что закон "О труде" должен быть дополнен нормой, что у потенциального работника нельзя будет спрашивать о владении русским языком в ходе собеседования. Такую норму планируется включить в статью закона наряду с запретом на такие дискриминационные вопросы, как семейное положение, религиозная принадлежность, наличие беременности, этническое происхождение и так далее.
Также Нацобъединение настаивает на том, что в трудовой договор может быть включен пункт об уровне владения иностранным языком, только если указано обоснование необходимости использовать иностранный язык для выполнения трудовых обязанностей. Этот пункт касается всех иностранных языков. В случае с русским языком — требование о владении этим языком — можно будет внести в договор, если только речь идет о вышеперечисленных профессиях.
Более того, Нацобъединение считает, что если для исполнения трудовых обязанностей не требуется иностранный язык, то в трудовом договоре нужно указать, что у работника есть право использовать государственный язык.
"Новое Единство" солидаризировалось с Нацобъединением
Цель поправок — не допустить ситуации, сложившейся в Латвии со времен СССР, когда работодатели иногда требуют владения русским языком и заставляют своих сотрудников использовать в общении русский язык как своего рода язык международного общения, заявил с трибуны Сейма Эдвинс Шноре (Нацобъединение).
В свою очередь, Агнесе Краста высказала позицию премьерского "Нового Единства" в условиях, когда Национальное объединение находится уже в оппозиции: "Сейчас русский язык требуется, например, на таких должностях, как продавец, кондитер, тракторист, грузчик, мойщик автомобилей, и как минимум в 95% случаев такое требование может быть совершенно неоправданным. Ситуация неприемлема, поскольку она, прежде всего, ухудшает роль государственного языка, она не только носит дискриминационный характер, но и оторвана от экономической реальности".
Агнесе Краста подчеркнула, что "фракция "Нового Единства" определенно видит необходимость в более эффективных действиях", и сказала, что депутаты премьерской партии получали жалобы от молодых людей, столкнувшихся с тем, что работодатели необоснованно требовали у них владения русским языком.
В Латвии уже живут те, кто не говорят ни по-латышски, ни по-русски
Айнарс Шлесерс ("Латвия на первом месте") призвал депутатов задуматься о том, что в Латвии стремительно падает рождаемость: в 2017-м на свет появились 15,9 тысячи детей, а в 2023 году — только 10,8 тысячи. По его словам, нужно поднимать тревогу и решать экономические проблемы: "Сказать, что мы вымираем, уже есть иммиграция, эмиграция, когда в Латвию приехали те, кто не говорит по-латышски. Мы же видим, эти Wolti-Bolti-Шмолты — все те структуры, которые предоставляют различные услуги, даже при входе в McDonalds, там работают, греют эту картошку фри те, кто не говорят ни на латышском, ни на русском языке. И это — реальность".
Также Шлесерс отметил, что "пока мы здесь боремся с русским языком", на родину — из-за опасений, что их детям будет трудно вписаться в латышскую среду, поскольку они уже не знают языка — не возвращаются из-за границы некоторые латыши. По мнению политика, решение этой проблемы дало бы большой вклад в укрепление латышского языка.
"Национальное объединение! Ну через 30 лет… Ну, не нужно бояться русского языка. Ни один язык — ни один! — не может угрожать другому. Это выдуманный миф. Если жители страны достаточно сильны, если жители страны чувствуют себя неотъемлемой частью своего государства, тогда и язык будет существовать вечно. Русский язык здесь и сегодня, в современной Латвии, никому из вас не угрожает", — сказал с трибуны Алексей Росликов ("Стабильность").
"Я буду говорить не о том, хорошо или плохо знать русский язык, а о наших студентах, которые изучают медицину, и с какой ситуацией они сталкиваются, когда им приходится проходить практику", — предупредила коллег Рамона Петравича. По ее словам, на практике студенты-медики сталкиваются неизбежно с русскоязычными пациентами. "И если этот студент не знает русского языка, то ему крайне сложно как-то общаться с этим пациентом и узнать его проблемы, поставить диагноз и составить план лечения", — рассказала депутат: "Если в лучшем случае первое предложение пациент может произнести на латышском языке, то все остальное общение происходит на русском языке. И в большинстве своем это еще и очень тяжелые пациенты, к которым направляют студентов".
"А еще студентам просто говорят: ну да, можно не учить язык, можно не знать русский, но когда ты выходишь на рынок труда, то ты должен понимать, что круг твоих пациентов, тех, кому вы сможете предложить свои услуги, будет намного меньше, и будете ли вы способны содержать свою практику, не зная другого языка. Вот этот закон каким-то образом решает эти проблемы, с которыми именно студенты сталкиваются в своей практике?" — завершила вопросом свою речь Петравича.