Транзит

Железная дорога: где брать деньги на инфраструктуру?

Объявленные санкции и общая политика правительства, направленная на борьбу с транзитом, приносит результаты: Латвийская железная дорога, некогда бывшая исправным поставщиком средств в бюджет, теперь сама требует дотаций на содержание
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 28 ноя — Sputnik, Дмитрий Олейников. По примеру airBaltic Латвийская железная дорога направляет регулярные запросы в правительство на получение дотаций. Зарабатывать железной дороге не позволяют решения властей, так что все логично – налогоплательщики платят за последствия избранной политики.
Источники на предприятии сообщают, что правление Латвийской железной дороги уже длительное время вообще не принимает никаких важных решений, связанных с содержанием общественной железнодорожной инфраструктуры и ее развитием. Даже не обсуждаются вопросы о строительстве или реновации объектов инфраструктуры, в том числе пассажирских платформ. Не принимаются решения о том, в каком качестве и с расчетом на какую пропускную способность необходимо поддерживать инфраструктуру.
У Латвийской железной дороги есть право представить свои пожелания в министерство сообщения, которое является держателем капитала LDz и ответственно за разработку стратегии развития железной дороги. Стратегия, кстати, должна быть разработана на срок минимум пять лет. Сейчас такого плана развития (если говорить о реальной ситуации, а не о "воздушных замках") у железной дороги нет.
Глава LDz: государственные дотации необходимы, но в меньшем объеме
Предприятие вправе потребовать у министерства компенсации затрат на содержание общественной инфраструктуры. И государство обязано гасить издержки, если такие появляются.
Конечно, на нынешнем этапе, когда с грузопотоками дело обстоит плохо и в обозримом будущем ситуация не изменится в лучшую сторону, следует искать другие варианты, как обеспечить функционирование инфраструктуры. Например, сократить требования к ее качеству, что означает – реже проводить ремонты, снизить скорость передвижения и увеличить время, отпускаемое на реагирование в случае устранения неполадок. Правда, это будет сложно объяснить пассажирам, которые поедут в поездах со скоростью 30 километров в час. Или, наконец, вовсе прекратить эксплуатацию части железнодорожных путей.
Министры, конечно, не хотят быть "крайними", из-за которых инфраструктура железной дороги не в состоянии зарабатывать деньги на содержание. Поэтому в бесчисленном количестве следуют рассказы о "новых рынках" и "новых грузах", о поездах в Болдераю и так далее. А руководству Латвийской железной дороги приходится как-то лавировать между тем, что наобещали министры, и реальностью.
Пока грузовые перевозки составляли до 80% от общего объема перевозок по железной дороге, финансирование ремонтных работ на инфраструктуре не представляло проблем. Сейчас Латвийская железная дорога стала типично европейской: 80% оборота – пассажирские перевозки и только 20% – грузовые. Европейский показатель достигнут (за счет падения грузооборота), но финансирование инфраструктуры оставляет желать лучшего – теперь, в отсутствие российских грузов, LDz больше не прибыльная компания, а в бюджете Латвии не хватает денег даже не медицину.