РИГА, 21 ноя — Sputnik. Похвальны усилия "Нового Единства" не оставить латвийское общество без элементов комедии. На этот раз о некоем элементе комедии позаботился министр иностранных дел Кришьянис Кариньш, пишет Элита Вейдемане в Neatkarīgā. "Если Латвия решит выдвинуть кандидатуру на пост генерального секретаря, доктор Кришьянис Кариньш готов включиться в гонку", - такое заявление поступило от пресс-секретаря Кариньша.
Также в заявлении сказано, что Кариньш мог бы "внести свой вклад в альянс со своим опытом руководства на посту премьер-министра, четким пониманием российской угрозы, твердой позицией по украинскому вопросу и доказанными успехами с точки зрения создания международного консенсуса".
Опыт работы на посту премьер-министра в НАТО действительно можно было бы прекрасно учесть: как не надо руководить страной, организацией, альянсом и так далее. Благодаря "управленческому опыту" Кариньша Латвия успешно опустилась на последние места практически во всех сферах. Единственное, что получилось, Латвия достигала и перевыполняла цель в 2% от валового внутреннего продукта в сфере расходов на оборону. Есть ли в этом заслуга Кариньша – это уже другой вопрос.
"Геополитическая ситуация и характер вызовов, связанных с Североатлантическим альянсом, требуют динамичного, решительного и основанного на консенсусе руководства", — продолжает претендент на пост генсека НАТО. За душу особенно берет "динамичное и решительное руководство": так было почти все пять лет премьерства Кариньша. Теперь же это "динамичное руководство" может перейти в НАТО. Страшно представить, что в таком случае произойдет с этой организацией, пишет публицистка.
Мастер бессмысленных объяснений Кришьянис Кариньш своим появлением в роли "генсека НАТО", видимо, надеялся заткнуть пробкой бутылку, из которой до сих пор вылетают смешки о полетах экс-премьера на частных самолетах на более 600 000 евро, почерпнутых их кошельков налогоплательщиков.
Но эта "пробка" не подойдет. Люди хорошо помнят вопрос, заданный Кариньшу на Латвийском телевидении, и его ответ. телеведущая тогда пыталась выяснить: какую пользу принесли полеты премьер-министра на частных самолетах?
Ответ Кариньша (учитывая особенности его речи): "Можно задать вопрос: во сколько государству в денежном выражении обходится то, что у нас не утвержден закон о партнерских отношениях? Во что стране обходится то, что крупные госкомпании до сих пор не вышли на биржу?" И так далее.
То есть, если я правильно понимаю, на частных самолетах Кариньш летал потому, что Янис пока не может жениться на Петерисе, и потому, что Latvijas valsts meži и Latvenergo не котируются на бирже? Железная логика, как тут поспоришь.
Интересно, что опрошенные на эту "тему Кариньша" люди не очень-то хотели отвечать. Весьма уместной оказалась оценка возможной кандидатуры экс-премьера на пост генсека НАТО, которую высказал один бывший чиновник: "Эти амбиции можно поддержать, но... кандидат не тот".
Политолог Филипп Раевский придерживается схожего мнения: "Двоякие чувства. Подобное было и в Польше с Дональдом Туском. Он был очень непопулярен в стране, но занял высокое положение в Европе. Если бы пост генсека НАТО мог занять представитель Латвии, думаю, за него стоило бы побороться на национальном уровне. Однако не следует игнорировать мнение о нем внутри страны – не надо игнорировать факт, что Кариньш в качестве политика обанкротился. Это может повлиять на его борьбу за пост. А еще общественность может не понять, почему государство отстаивает возможную должность Кариньша. Эти три вещи не дополняют друг друга, они ослабляют друг друга.
Должен быть авторитет в Латвии, который скажет: давайте двигаться вперед с Кариньшем, он нам нужен. И этому человеку придется взять на себя ответственность за Кариньша. Таким авторитетом обладает только один человек – Эдгарс Ринкевичс. Но я не уверен, что он это сделает, потому что мешает сверхнепопулярность Кариньша во внутренней политике".
Посол Латвии в НАТО Марис Риекстиньш объяснил, при этом не упомянув личные качества Кариньша: "Во-первых, важно понять, что генсек НАТО – это не президент НАТО. Это не человек, который своими решениями заставит члены альянса делать то или иное. Наоборот: именно страны альянса формируют позицию НАТО, при этом находя взаимоприемлемые компромиссы. Генеральный секретарь – это высокопоставленный чиновник, который защищает и контролирует позицию, занимаемую странами НАТО.
Генсек НАТО часто выступает в роли посредника. Пример: когда вступление Швеции в НАТО застопорилось из-за позиции Венгрии и Турции, Столтенберг сделал многое, чтобы загладить это затягивание.
Конечно, генеральный секретарь – это лицо организации. Стиль общения Столтенберга – говорить понятным, членораздельным языком, так, чтобы все поняла даже пресловутая "тетя в Бауске".
Процесс отбора нового генсека не оформлен официально. Нет никаких регламентов, есть неформальные консультации, дискуссии, а принятие решения – это просто формальность. Но наивно полагать, что удастся найти такого гения, который будет приемлем для всех. Мандат Столтенберга остается в силе до октября следующего года. В кулуарах уже идут дискуссии, чтобы понять, формируется ли консенсус. Потому что решение должно быть единогласным".
В ближайшее время предстоит принять решение на государственном уровне: стоит ли Латвии баллотироваться на пост генсека НАТО? И стоит ли баллотироваться именно с кандидатурой Кришьяниса Кариньша, который отличился хаотичностью и непоследовательностью? Что победит: амбиции и уверенность в себе или здравый смысл?