РИГА, 16 ноя — Sputnik. Европейский суд по правам человека признал, что ограничения, связанные с языком преподавания в частных школах в Латвии, не противоречат правам человека, сообщил юрист Алексей Димитров.
Аргументация суда существенно не отличается от схожего вердикта в сентябре по школам государства и самоуправлений, отметил он.
"Снова жалоба о праве на частную и семейную жизнь неприемлема, поскольку Конституционный суд Латвии в этой плоскости вопрос не рассматривал. Снова право на образование не гарантирует права на язык образования.
Единственное различие - в анализе жалобы на нарушение запрета дискриминации. ЕСПЧ указал, что полагается на интерпретацию Конституционного суда, что и до реформы 2018 года государство регулировало язык образования в частных школах. Поскольку государство частично финансирует частные школы, оно может определять правила игры.
Суд не согласен с Венецианской комиссией Совета Европы, которая в 2020 году рекомендовала дать частным школам возможность преподавать на языках меньшинств; по мнению суда, есть легитимные причины не отделять частные школы от публичных", - написал Димитров.
В течение трех месяцев стороны дела могут подать ходатайство о пересмотре решения Большой палатой ЕСПЧ.
Следующее решение, которое должен вынести ЕСПЧ по ограничению языка преподавания, касается латвийских детских садов.
Напомним, в сентябре ЕСПЧ не нашел нарушений в увеличении доли преподавания на латышском языке в публичных основных и средних школах меньшинств в рамках реформы 2018 года.
Иск в ЕСЧП подали десять представителей русскоязычного меньшинства Латвии в 2019 году. Заявители считают, что латвийская школьная реформа 2018 года с ее уменьшением доли преподавания на русском языке в государственных школах противоречит Европейской конвенции о защите прав человека.
Как рассказала представитель заявителей Юлия Сохина, по существу ЕСПЧ рассмотрел только одну из трех статей, на нарушение которых указывали заявители, а именно ст. 14 Конвенции - о запрете на дискриминацию.
Статья о праве на образование ЕСПЧ не рассматривалась по существу, суд решил, что она не применима к данному случаю, потому что конвенция не гарантирует право меньшинствам на образование на родном языке.
Конвенция действительно призывает государства обеспечить преподавание на языках меньшинств и изучение этих языков, однако допускает несколько путей к этому: билингвальное и мультилингвальное образование, классы на языках меньшинств в публичных (бюджетных) школах, частные школы на языках меньшинств, а также "воскресные классы", организуемые самими меньшинствами. В международном контексте, подчеркивает суд, право на образование, хотя и "зависит от условий, существующих в конкретном государстве", система образования "должна быть в наличии, доступна, приемлема и приспосабливаема".
Суд в целом заключает, что Латвия не преступила эти принципы и нормы, в том числе и потому, что "сохранила возможность для русскоговорящих учеников изучать их язык и сохранять их культуру и идентичность".
Статья о праве на частную жизнь не рассмотрена по существу, поскольку ЕСПЧ счел, что данная статья не была оспорена во внутренних судах, то есть в Конституционном суде Латвии.
Правозащитники готовят апелляцию на это решение, ее нужно подать в течение трех месяцев.