Продажи стройматериалов, телевизоров и продуктов упали: о чем говорят тенденции в торговле

Свежие данные о процессах, происходящих в розничной торговле в Латвии, сигнализируют о ряде проблем в экономике страны
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 30 окт — Sputnik. Несмотря на рост зарплат и снижение цен на некоторые товары и услуги, у части населения денег не хватает. Это свидетельствует о все более выраженном сокращении экономики страны, о том, что зарплаты в следующем году не вырастут, а также о том, что госбюджет следующего года может быть не выполнен, что приведет к сокращению различных расходов, пишет Мартиньш Апинис в Neatkarīgā.
Это еще не означает наступление всеобщего кризиса, но свидетельствует, что Латвия может не показать экономического роста не только в этом, но и в следующем году.
Розничная торговля – это один из тех секторов, которые лучше всего отражают финансовые возможности людей, и если их траты слишком низкие, то страдает производство, снижается спрос на транспортные услуги и рабочую силу, и в конечном итоге сокращается и ВВП.

Проблемы в строительстве и продаже бытовой техники

Данные Центрального статистического управления свидетельствуют, что в августе и сентябре объем розничных продаж уменьшался быстрее, чем в начале лета. В июле по сравнению с аналогичным периодом годом ранее объем в сопоставимых ценах упал примерно на 2%, в августе падение достигло 2,7%, а в сентябре – уже 4,1%.
До недавнего времени одним из драйверов торговли было строительство, в стабильных плюсах были продажи металлоизделий, инструментов, строительных материалов и сантехники. Теперь же спад наблюдается и в этом сегменте, причем очень существенный. В сентябре по сравнению с девятым месяцем прошлого года продажи в этом секторе торговли упали на 10,7%.
"Злой" экспорт в Россию, и "хороший" импорт в Латвию: что изменилось в торговле двух стран
Розничная торговля бытовой электротехникой тоже переживает не лучшие времена: за год объемы упали на 2,3%.
Два упомянутых сектора розничной торговли оказались в сложном положении из-за продолжающегося повышения процентных ставок по кредитам. Это закономерно – чем дороже взять в кредит, тем сильнее падают объемы продаж товаров длительного пользования и строительства. Закономерно и то, что после необычно высоких объемов продаж на рынке наблюдается спад, ведь мало кому дома нужны восемь телевизоров или пять холодильников.

Еще две плохие новости

В других секторах торговли дела идут по-разному, где-то наблюдается рост, где-то – спад. Однако более пристальное внимание следует уделить еще двум сегментам розничной торговли – продажам топлива и продуктов питания.
Объемы продаж топлива довольно долго демонстрировали рост даже при нынешних ценах, но сейчас объемы падают. В сентябре по сравнению с сентябрем прошлого года падение достигло 2,7%. Безработица находится на самом низком уровне или около него, поэтому мобильность остается высокой, люди ездят на работу. Есть основания полагать, что объем реализации топлива мог снизиться за счет сокращения корпоративных поездок, например, уменьшения объемов перевозок грузов на предприятия промышленного или коммерческого секторов и обратно.
У Латвии резко снижаются показатели импорта и экспорта
В секторе торговли продуктами питания также наблюдается негативный тренд – даже при росте зарплат жителей продажи продуктов питания по-прежнему остаются в минусе. Правда, падение не такое большое: в сентябре оно составило всего 0,4% в годовом исчислении по сравнению со снижением розничных продаж примерно на 7% в годовом исчислении в некоторые весенние месяцы. Наблюдаемое в настоящее время сокращение объемов торговли продуктами питания, хоть и незначительное, свидетельствует о том, что часть населения экономит за счет основных потребностей, в том числе – еды.

Обостряется конкуренция

Интересную оценку ситуации может дать недавнее исследование ЦСУ о том, какие факторы ограничивают экономическую активность в розничном секторе. Наиболее часто опрошенные указали на конкуренцию – такой ответ в октябрьском опросе дали 55,3% респондентов. Полгода и год назад, когда темпы инфляции были выше, подобный ответ звучал гораздо реже, например, в апреле этого года на конкуренцию сетовали 44,1% респондентов, в октябре прошлого года – 40,9% респондентов. Из этого можно сделать вывод, что общее "торговое пространство" сужается, поэтому конкуренция в отрасли обостряется, что также может означать потенциальную выгоду для покупателей.
В то же время доля компаний, которым мешает слишком низкий спрос, изменилась не слишком сильно. Доля таких респондентов приближается к 30%, как было и полгода, и год назад.
Между тем с апреля снизилась доля предпринимателей, которые заявили об отсутствии сдерживающих факторов для их экономической деятельности. Сейчас так считают 22% опрошенных торговцев, тогда как полгода назад их доля составляла 27,3%.
В целом можно сделать вывод, что ситуация в сфере торговли становится более напряженной, и это не может не отразиться на общих данных по благосостоянию.