Первый руководитель Страны Советов Владимир Ленин был не чужд роскоши.
Его первым автомобилем как руководителя страны стал Turcat-Mery 28 – как сейчас бы сказали, б/у. До Февральской революции машиной пользовалась старшая дочь императора Николая II Татьяна, затем Александр Керенский, а 27 октября 1917-го авто попало к Ленину. Впрочем, долго поездить не довелось – в декабре машину угнали. Ее удалось найти на финской границе и вернуть в гараж.
На фото: автомашина № 236 фирмы "Роллс-Ройс", которой пользовался Ленин в 1921-1922 годах.
Пока шли поиски, Ильич перемещался на ландо 1912 года Delaunay-Belleville 45 – еще одна машина из императорского гаража. Именно на ней Ленин попал под обстрел – сам не пострадал, а вот автомобиль восстановить не удалось.
Есть две версии, на каком авто он был в момент покушения Фанни Каплан: Rolls-Royce Silver Ghost или Renault 40 CV, в чем нет сомнений – обе машины относились к люксовому сегменту.
На фото: автомобиль Delaunay-Belleville 24HP на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.
Особого упоминания заслуживают единственные в мире автомобильные сани на базе Rolls-Royce. Их для главы государства специально изготовили в 1921 году на Путиловском заводе, за основу было взято шасси Silver Ghost, кузов – от ателье Continental.
Такая машина понадобилась из-за того, что до любимой вождем дачи в Горках иначе по зимнему бездорожью добраться было сложно. Ленин машину очень полюбил.
После смерти Ленина именно на этих санях гроб с его телом доставили в Москву.
На фото: автомобиль "Роллс-Ройс" из Гаража особого назначения, которым пользовался В. И. Ленин, в мyзeе-зaпoвeднике "Гopки Лeнинcкиe".
С 1925 года в кремлевский гараж стали поступать американские автомобили различных марок – Buick, Cadillac, Lincoln, Packard. Иосиф Сталин сначала ездил на 8-цилиндровом лимузине Packard, но в 1933 году пересел на 12-цилиндровый фаэтон этой же марки.
В 1935-м руководителю СССР через американского посла передали подарок президента США Франклина Рузвельта – бронированный лимузин Packard Twelve массой свыше 6 т.
А вскоре наладили и свое производство: разработкой лимузинов для первых лиц занялся автозавод им. Сталина (ЗИС, позднее - автозавод им. И. А. Лихачева, ЗИЛ; Москва), в 1942 году вышел автомобиль высшего класса ЗиС-101.
На фото: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Анастас Микоян, Серго Орджоникидзе, Иван Лихачев у новой автомашины ЗИС-101 на территории Кремля.
Специально для Сталина выпускалась бронированная версия этой машины - ЗИС-115 массой 5 т, с двигателем мощностью 162 лошадиных силы.
Впрочем, руководитель СССР продолжал пользоваться и лимузинами Packard.
На фото: бывший автомобиль Иосифа Виссарионовича Сталина на ралли Рижского клуба антикварных автомобилей.
Никита Хрущев первоначально пользовался бронированным ЗИС-115 и кабриолетом ЗИС-110. В 1958 году конструкторы завода им. Лихачева с учетом американской автомобильной моды того времени разработали представительский ЗИЛ-111 и модификацию ЗИЛ-111В в кузове фаэтон.
Однако в целом можно сказать, что Хрущев к машинам был скорее равнодушен: иномарки, которые ему дарили, для официальных выездов не использовал, а зачастую вообще дарил. Так, Mercedes-Benz 300 SL был передан Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, лимузин Rolls-Royce Silver Cloud – дому-интернату пожилых большевиков, кабриолет Renault Florida отдал дочери Раде, а двухместный Fiat 2300 –сыну Сергею.
На фото: визит первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, председателя Совета министров СССР Никиты Хрущева во Францию.
Звание главного автолюбителя среди советских первых лиц без сомнения можно присвоить Леониду Брежневу.
Еще в 1939 году, работая в Днепропетровском обкоме партии, он пользовался американской легковой машиной Buick 90 Limited. В разные годы ему подарили Rolls-Royce Silver Shadow 1968 года выпуска (от американского предпринимателя Арманда Хаммера), Maserati Quattroporte 1968 года (от коммунистов Италии), несколько Mercedes-Benz различных моделей (включая подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта), Cadillac Eldorado 1972 года (от президента США Ричарда Никсона) и Lincoln Continental 1973 года (от американских бизнесменов) – и это далеко не полный список.
На фото: генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев выходит из машины, прибывшей к Белому дому.
Одной из самых любимых его машин был Chevrolet Bel Air 1955 года выпуска (к слову, подарок Хрущева, позднее переподаренный Брежневым дочери Галине).
В 1973 году в Японии изготовили два эксклюзивных автомобиля Nissan President. Один построили в качестве служебной машины для японского премьер-министра, второй — для Леонида Брежнева.
Для официальных же выездов генсек использовал ЗИЛ-114, причем за время, когда Брежнев занимал высшие государственные посты, внешний вид модели обновлялся трижды – в 1967, 1971 и 1978 годах.
На фото: Nissan President 1973 года.
Официальной автомашиной Юрия Андропова был основной "кремлевский" лимузин ЗИЛ-4104, незначительно измененный внешне и получивший индекс ЗИЛ-41045.
На фото: салон автомобиля ЗИЛ-4104.
Константин Черненко, сменивший Юрия Андропова у руля страны, также пользовался представительскими автомобилями производства ЗИЛ.
На фото: ЗИЛ-115, на котором передвигался Константин Черненко, автомобиль представлен в частном автомобильном музее в Тбилиси.
Салон лимузина ЗИЛ-115, на котором передвигался Константин Черненко.
Основным официальным автомобилем последнего генсека ЦК КПСС, первого и единственного президента СССР Михаила Горбачева был ЗИЛ-41047 (модель 1985 года) традиционных для 1970-х годов угловатых форм.
Позднее была произведена бронированная модель базового ЗИЛ-41047, машины со специальной защитой кузова получили наименование ЗИЛ-41052.
На фото: официальный визит Михаила Горбачева в Итальянскую Республику. Бронированный лимузин ЗИЛ-41052 Михаила Горбачева в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов выезжает на улицу Рима.