РИГА, 11 окт — Sputnik. Глядя на парковки возле магазинов или пока еще относительно заполненные кафе в Старой Риге, не кажется, чтобы в экономической активности жителей что-то существенно изменилось. Однако, анализируя макроэкономические данные, например, связанные с экспортом и импортом товаров, есть основания считать, что вышеупомянутая экономическая деятельность может скоро обрушиться, пишет Мартиньш Апинис в Neatkarīgā.
Данные Центрального статистического управления о внешней торговле более чем показательны. Они свидетельствуют, что в августе этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, стоимость экспорта товаров снизилась на 24,5%, а стоимость импорта упала на 24,8%. В августе Латвия экспортировала товаров на сумму 1,47 млрд евро, импортировала – на 1,88 млрд евро.
Среди прочего приведенные данные свидетельствуют, что ситуация в сегменте внешней торговли Латвии стремительно ухудшается. Например, в июле 2023 года, по сравнению с июлем 2022 года, объем экспорта упал примерно на 15%. За все восемь месяцев 2023 года внешнеторговый оборот Латвии в фактических ценах достиг 27,92 млрд евро – на 2,7 млрд евро, или на 8,8%, меньше, чем годом ранее. Стоимость экспорта составила 12,51 млрд евро (снижение на 1,12 млрд евро, или 8,2%), а стоимость импорта — 15,41 млрд евро (снижение на 1,58 млрд евро, или 9,3%).
Есть основания предположить, что статистика последнего месяца лета, скорее всего, свидетельствует о тенденции, причем весьма неприятной.
Что показывают данные
Даже если предположить, что существенного ухудшения ситуации не последует, придется считаться с тем, что в этом году доходы от экспорта латвийских товаров могут снизиться более чем на 2 млрд евро. Это деньги, которые нельзя будет потратить в Латвии, хотя бы частично, на повышение зарплат, стимулирование внутреннего потребления. Их нельзя будет внести в государственную казну в виде налогов. Возможно, небольшим утешением является то, что быстро падает и импорт, поэтому падение денежных потоков в страну и из нее примерно одинаковое. С точки зрения сохранения баланса внешней торговли это хорошо, но значительное снижение импорта указывает на очень опасную тенденцию – спрос в стране падает, а это говорит о спаде экономики.
Уменьшение импорта происходит в тот момент, когда в экономике еще присутствует инфляция, поэтому речь идет о физическом снижении объемов ввозимых в страну товаров – видимо, бизнесмены предвидят, что будет сложнее продать уже то, что было ввезено в страну год назад. Возникает ощущение, что предложение сужается.
Физические объемы экспорта аналогичны. Падение цен не стоит и четверти того, насколько сократился объем вывозимых из страны товаров в денежном выражении, поэтому в физических единицах килограммов, литров, кубических метров или квадратных метров за границу продается меньше, чем раньше. Пока сложно судить о ситуации в августе, но в июле экспортные цены в годовом выражении снизились на 9,1%, а индекс цен на импорт упал на 11,5%. Даже если предположить, что цены во внешней торговли значительно снизились по сравнению с июлем и августом, физические объемы экспорта и импорта товаров все равно могут быть примерно на десятую часть меньше, чем год назад.
И важный нюанс: многое – погашение кредитов, зарплаты и т. д. – основано на реальных денежных поступлениях, поэтому ситуация на данный момент, мягко говоря, не очень простая. Однако, может ли это привести к эффекту домино во всем народном хозяйстве, пока судить рано. На данный момент можно сделать вывод: как минимум какой-то части населения снова придется задуматься о том, как жить еще экономнее.