РИГА, 29 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Существует еще один показатель – платежный баланс, – который достаточно точно отражает, что происходит с экономикой страны и насколько конкурентоспособной страна является в сравнении со своими соседями.
Что-либо перепутать в этом показателе сложно – если на протяжении длительного периода платежный баланс положительный, это означает, что экономика страны конкурентоспособна, а средств, привлеченных за счет экспорта товаров и услуг, достаточно, чтобы заплатить за импорт. Если нет – страна тратит накопления и вынуждена занимать средства.
О чем говорит платежный баланс Латвии за первое полугодие 2023 года, по данным, опубликованным Банком Латвии?
Нынешний баланс - отрицательный – минус 883 миллиона евро. То есть на эту сумму страна покупает больше товаров и услуг, чем продает, а разницу компенсирует за счет накоплений или внешних кредитов. Вряд ли это можно назвать катастрофой, скорее, серьезной проблемой. Последний период, когда платежный баланс страны был положительным, относился к 2020 году. С 2021 года накопленный отрицательный дефицит платежного баланса составляет 4 миллиарда евро. Понятно, что долго такая ситуация продолжаться не может, необходимы оперативные решения.
Одним из наиболее простых решений может быть увеличение экспорта или снижение импорта: влияние на платежный баланс любой из этих величин будет одинаковым. Каждый евро, который не будет потрачен на оплату импорта, останется в стране и будет работать подобно евро, полученному от экспорта. Проще говоря, покупая в магазинах латвийские товары, потребители не способствуют росту импорта, а вот выбирая товары иностранного производства – увеличивают импорт, способствуя росту дефицита платежного баланса.
В первом полугодии 2023 года в платежном балансе проявились еще две особенности. Впервые (возможно, за всю историю) с отрицательными показателями начали работать сферы железнодорожных перевозок и финансовых услуг, соответственно, минус 3 миллиона евро и минус 9 миллионов евро за полгода. Пока эти значения, скорее, символические, они не способны оказать сколь-нибудь существенное влияние на общую картину. Однако тенденция настораживает: еще совсем недавно отрасли были стабильными поставщиками доходов от экспорта в страну. Например, в первом полугодии 2019 года результат по железнодорожным перевозкам составлял 54 миллиона евро. А в 2016 году поступления от экспорта в отрасли финансовых услуг достигали 135 миллионов евро.
Здесь все достаточно очевидно: санкции и планомерное уничтожение отрасли правительством стали причиной депрессии в железнодорожных перевозках. В свою очередь, борьба "за чистоту финансовой системы" и ее "капитальный ремонт" с массовым закрытием банков сделали ее неконкурентоспособной, по сравнению с соседними странами. Теперь финансовая отрасль страны покупает услуг из-за границы больше, чем продает.
Сфера услуг в Латвии традиционно "гасила" дефицит, который образовывался в сегменте товаров. Однако сейчас и она буксует на месте, а показатели доходов от экспорта постепенно падают. Так, в 1 полугодии 2019 года, перед пандемией, доходы от экспорта товаров выросли примерно на 50% (импорт примерно на столько же). А в 2023 году экспорт снизился на 13% при сохранении объема импорта. Сокращение экспорта в сегменте железнодорожных перевозок и финансовых услуг заменить для выравнивания платежного баланса нечем.
Рецепт, как выйти из создавшейся ситуации, довольно прост. Первый вариант – прибегнуть к агитации жителей – стимулировать и уговаривать их покупать товары и услуги, произведенные в Латвии. Таким образом, снижая дефицит платежного баланса. Второй вариант – более сложный, но действенный, заставить правительство оценивать принимаемые решения (в том числе в контексте санкций) не только с точки зрения политического мейнстрима, но и – экономических последствий для страны. Впрочем, пока в такой сценарий верится с трудом.