Два года за репост: что предъявляют латвийскому активисту

Бывший депутат Рижской думы трех созывов, латвийский активист Игорь Кузьмук рассказал, как его задерживали сотрудники спецслужб, что предъявили и чем все может закончиться
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 20 сен — Sputnik, Алексей Стефанов. Руководитель движения "Сила разума" (Prāta Spēks) Игорь Кузьмук стал еще одной жертвой Службы госбезопасности Латвии, но про его задержание и уголовное дело почти никто не сообщал.
Весной прошлого года спецслужбы Латвии отрабатывали повестку и проводили арест за арестом жителей страны, которые продолжали хорошо отзываться о России. Задержания проходили показательно: с десяток вооруженных спецназовцев в масках выламывали входные двери, клали лицом в пол безоружных людей, которые даже не думали сопротивляться, морально и физически унижали, а потом устраивали допрос с обыском.

Автомат в голову, кричат, валят с ног, к полу давят

Так случилось и с Игорем Кузьмуком, к которому силовики ворвались накануне Дня Победы – 8 мая. Убили двух зайцев – и к монументу Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков в последний раз на праздник не дали сходить, и попытались убрать с дороги еще одного латвийского активиста.
А зацепились за его Telegram-канал, в котором он сам не пишет, а делает исключительно репосты от других авторов.
"Это было для меня довольно неожиданно: представить себе такого не мог, чтобы такое и со мной, только по телевизору видел. Когда вваливается взвод автоматчиков, направляют оружие в голову, кричат, валят с ног, ломают, к полу давят, хотя я абсолютно не сопротивляюсь. Потом поднимают – человек восемь или десять на одного, приковывают наручниками к стулу. И один стоит как будто замахивается тебе в лицо автоматом, а второй его останавливает: "Не надо, не надо, он сам пойдет". Поиграли в злого и доброго следователя", – вспоминает пережитый беспредел Игорь Кузьмук.
После этого шоу был обыск, изъятие всех носителей информации - компьютера, телефона, флешек, этапирование на допрос в СГБ, где Кузьмука допрашивали еще два часа, обвиняя в финансировании терроризма, и доставка в изолятор временного содержании Госполиции "Седьмое небо".
Ему еще повезло – в тот момент спецслужбы сажали всех, даже Александра Дубяго, который просто вышел с флагом России к монументу Освободителям 10 мая. А тут обвинение в финансировании террористов! Но все настолько грубо было состряпано, что даже прокурор не стала оформлять Кузьмука в Рижскую центральную тюрьму.
И тем не менее это дело дошло до суда и сейчас идет процесс.

Могут реально посадить

Судят активиста, как он уточняет, по статье 77.2 Уголовного закона Латвии – косвенное способствование террористам в Латвии.
"Что такое прямое – понятно, когда можно отследить транзакции, счета просмотреть, у банкомата, в конце концов, поймать. А вот косвенное – это что? Шел, ухмылялся и что-то думал? В репосте я не высказывал своего мнения, никаких смайликов не ставил. И вопрос, почему вы решили именно этот мой репост взять? В день их у меня очень много выходит. И еще – почему решили трактовать именно так? Может, когда я его ставил, думал как раз иначе, не был согласен с автором", – возмущается Игорь Кузьмук.
Он поясняет: поскольку в Латвии многие медиаресурсы запрещены, в своем Telegram-канале он старался публиковать разные точки зрения на одни и те же события. Десятки публикаций. И никаких личностных оценок не делал.
С тем злосчастным постом и правда получилось не очень удачно – в конце публикации был указан номер счета, автор просил его поддержать. Но так делает очень много блогеров. Кузьмук заверяет: просто не заметил, "не внимательно отнесся к последней строчке, поспешил". Но за такое сразу задерживать, устраивать публичную порку, да еще с твердым намерением посадить?!
Согласно обвинению, Игорю Кузьмуку грозит до 10 лет тюрьмы. Хотя прокурор и высказался, что двух лет тоже будет достаточно. Только вдумайтесь: два года лишения свободы за репост публикации в Telegram-канале! И активист не исключает, что именно такой срок ему могут назначить.
"Сейчас мы готовим последнее слово. Заседание было намечено на 20 сентября, но я приболел. Впервые ушел на больничный – вы слышите, даже по голосу чувствуется", – рассказывает он.
Бывший депутат Рижской думы Игорь Кузьмук
Но сдаваться он не собирается. Говорит, если проиграет в суде первой инстанции, подаст апелляцию. И будет судиться во всех инстанциях до последнего.
"Мы живем, надеюсь, в правовом государстве. Надеюсь, Конституция Латвии работает. Надеюсь, ее 100-я статья тоже работает, где четко написано, что можно сохранять и передавать любую информацию. И я знаю точно, что я ничего не нарушал. А мои личные убеждения – это мои личные убеждения. Я веду себя очень аккуратно".

Зачем маргинализировать 40% населения?

Игорь Кузьмук отмечает, что считал своим долгом помогать жителям Латвии получать информацию еще и как лидер общественного движения "Сила разума" (Prāta Spēks) – для этого и создавал свой Telegram-канал.
А вообще одной из самых важных функций на протяжении 20 лет была помощь жителям Латвии интегрироваться в общество, помочь стать своими среди чужих. И одна из возможностей прийти к этому – бесплатные курсы латышского языка. Именно "Сила разума" была первой организацией, которая это придумала. Рижская дума при мэре Ниле Ушакове тоже организовывала такие курсы, но, как заверяет Кузьмук, сделано это было именно по примеру "Силы разума". Позже и на государственном уровне также появились такие курсы.
"Зачем мы обучали латышскому языку всех желающих бесплатно? Мы хотели как-то зарубцевать эту щель между русскими и латышами, которая образовалась после закона о гражданстве. Как-то помогали этой интеграции. А сейчас все это разрушили, еще и памятника нет… И такое ощущение, что все это было зря. Властям нужна только часть радикально настроенного общества. А остальных под лавку загоним. И если это так, я переживаю за недальновидность нашей политической верхушки, правящей коалиции", – возмущается Кузьмук.
Экс-депутат Игорь Кузьмук ("Согласие")
Он уточняет, что сам был во власти, хотя и в городе, но всегда вместе с коллегами был заинтересован, "чтобы люди жили спокойно, культурно, богато, платили налоги, чтобы не было никаких разночтений".
"И мы это понимали на нашем, городском уровне. А здесь все наоборот – ситуация разжигается так, что вы никто, звать вас никак, мы не хотим вас видеть, не хотим вас знать. Но зачем маргинализировать практически 40% населения? Я не знаю. А если вдруг стране будет грозить опасность – плотными рядами встанем вокруг правящих? Они вообще об этом думают?" – задается вопросом политик.
За два десятилетия существования общественной организации "Сила разума" (Prāta Spēks) никаких претензий к ним не было – ни со стороны власти, ни со стороны правоохранительных органов. А тут спецслужбы пытаются обезглавить организацию, запугать остальных ее членов. Цель атаки на Кузьмука – в ликвидации последних активистов, которые даже свою точку зрения ни на какие события в мире уже публично не высказывают, полагает он.

Вирус недобитой идеологии прошлого века

Помимо того, что Игоря Кузьмука уже больше года таскают по прокуратурам и судам, уничтожая политически, его пытаются "задушить" и на бытовом уровне – "пытаются сделать так, чтобы я и работу единственную потерял".
Стандартный прием работы Службы госбезопасности – лишить человека всего. Но главное – экономической составляющей. После чего у него физически не будет возможности заниматься политикой – нужно будет думать, как выживать.
"Да (спецслужбы – ред.), скорее всего, вызывают директора, давят на него. Я педагог, работаю в спортивной школе, с детьми. Никогда никаких нареканий по работе не было. Отзывов плохих тоже. Но поскольку я периодически озвучиваю какие-то оппозиционные моменты, опять же – в рамках закона, я против Латвии, ее независимости никогда не высказывался, – за меня взялись всерьез. Приходится как-то бороться с этим. Пока работаю", – с грустью замечает Игорь Кузьмук.
И говорит, что Латвия "проглотила вирус недобитой идеологии прошлого века".
"Идеология прошлого века – это зараза. И прикусив, она доест, к сожалению. Как эта зараза развивается, как заканчивается – в середине прошлого века все мы видели. Очевидно, на этом этапе истории будет все то же самое, а может, еще посильнее, посерьезнее", – полагает политик.