На пороге больших перемен: к 2030 году Россия должна стать "беспилотной"

Специальная военная операция окончательно подтвердила критическую необходимость развития отечественной сферы производства беспилотников
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Ежедневные сообщения с фронтов об успехах применения нашими войсками дронов, беспилотников самолетного типа и барражирующих боеприпасов показывают, в каком направлении будут неизбежно развиваться вооруженные силы как у нас, так и у наших противников, пишет Кирилл Стрельников для РИА Новости.
Однако, несмотря на понятное пристальное внимание СМИ к БПЛА на фронте, военные беспилотники составляют лишь небольшую часть поистине необозримого рынка, который возникает на наших глазах, а сами беспилотники являются лишь верхушкой колоссального айсберга под названием "новая отрасль экономики".
С 1 января 2024 года в стране будет запущен национальный проект "Беспилотные авиационные системы (БАС)". Финальные документы по нацпроекту должны быть подписаны в сентябре.
Латвийские студенты создали небольшой подводный беспилотник
Нацпроект по БАС был инициирован лично президентом, который 28 апреля сего года на совещании по развитию беспилотной авиации заявил, что "достигнутый здесь успех будет означать качественное изменение нашей экономики и качественные изменения в жизни наших людей, сильное, уверенное, поступательное движение вперед всей страны".
В нацпроект включены пять федеральных проектов, отвечающих за производство БАС, формирование гарантированного спроса, создание новой регуляторики, подготовку кадров и создание интеллектуального задела на будущее. Согласно паспорту нацпроекта по БАС, в развитие гражданских беспилотных авиационных систем в России до 2030-го планируется инвестировать в общей сложности порядка триллиона рублей.
И тут могут возникнуть вопросы: зачем нам это нужно и стоит ли это того?
Для тех, у кого никогда нет пророка в своем отечестве, сообщаем, что ведущими мировыми державами выбор был уже сделан — и он однозначный: с 2018 года объем инвестиций в развитие мирового рынка БАС вырос более чем в девять раз и по итогам 2021-го составил почти семь миллиардов долларов. Из них около 75 процентов обеспечили США и Китай. К 2030 году рост мировой индустрии БАС прогнозируется до 55,8 миллиарда долларов. Для России, которая в свое время потрясла мир рывком в космос, выход в "беспилотные" лидеры и необходим, и объективно достижим.
По словам специального представителя президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, в ближайшие 15 лет количество беспилотников в мире увеличится минимум в 15 раз, а у России есть все шансы вырасти в этом направлении за этот же срок более чем в 30 раз.
Для России, где вопросы логистической связности и безопасности огромных территорий чрезвычайно важны, проект по развитию БАС не просто важный, а критичный для будущего страны. БАС могут применяться совершенно в любой сфере деятельности и экономики — в безопасности и мониторинге, доставке и логистике, производстве и сельском хозяйстве, навигации и предотвращении ЧС, телекоммуникациях и связи, строительстве, медицине, социальных услугах и так далее, не говоря уже о военной сфере. Для справки: специалисты оценивают экономический эффект для государства благодаря применению БАС только в сельском хозяйстве в части повышения сохранности и улучшения качества урожая до полутора триллионов рублей в год, то есть все госинвестиции в нацпроект могут с лихвой отбиться всего за год только за счет одной позиции.
Источники, близкие к инициативе, сообщили, что нацпроект "Беспилотные авиационные системы" не имеет аналогов по своему масштабу, амбициям и сложности. По сути, в рамках нацпроекта в России будет создана совершенно новая отрасль экономики, которая призвана дать мощный импульс всем остальным сферам и областям, по ряду направлений вернуть страну из отстающих в лидеры и обеспечить наш технологический суверенитет.
Операция по демилитаризации Украины
Морские беспилотники НАТО рвутся к Севастополю: чем ответит Россия
Немножко приоткроем завесу для интересующихся: данный нацпроект станет первым в цепочке проектов по обеспечению технологического суверенитета, на который будут равняться, и первым, где практически с нуля будет создана масштабная кооперация и связка науки, образования, производства и эксплуатации. Проект БАС неизбежно вытянет разработку и производство новых материалов, двигателей и силовых установок, оптики, микроэлектроники, химии, энергетики, программного обеспечения, строительства новых объектов инфраструктуры, фундаментальных исследований и так далее. Только в рамках одного федерального проекта "Кадры для БАС", который формируется Министерством науки и высшего образования России при поддержке АНО "Университет НТИ 2035", планируется, что к 2030 году беспилотная отрасль будет включать не менее миллиона человек, где большая часть будет принадлежать новым профессиям и специальностям.
Возможно, у кого-то возникнет другой нелегкий вопрос: а сможем ли, потянем ли? Может быть, наш паровоз с полимерами навсегда застрял на запасном пути и проще покупать беспилотники в Китае?
Есть ответ простой и ответ сложный.
Простой: сможем, потому что мы должны и у нас просто нет выбора.
Сложный: национальный проект, инициируемый президентом и поддерживаемый (и контролируемый) всей мощью государства, просто не имеет опции "провал". Все без исключения действующие национальные проекты показывают высокий результат и кумулятивный эффект, а в данном нацпроекте мультипликативный эффект будет гарантированно на порядок выше. Кроме того, в России есть абсолютно все, что нужно для рывка, включая уникальные разработки по БАС, не имеющие аналогов в мире.
А это означает, что России "беспилотной" — быть.