РИГА, 23 авг — Sputnik. На прошлой неделе министр экономики Илзе Индриксоне выступила с заявлением: "Мы нашли решение для того, чтобы обнародовать список предприятий, экспортирующих в Россию или Беларусь. Я распорядилась опубликовать список на сайте Центрального статистического управления, а также обновлять эту информацию раз в месяц".
Известно, что в распоряжении ЦСУ имеются уже обобщенные годовые данные, и фактически это не секрет ни для кого, кто этим поинтересуется. Но беда в том, что именно они оказались на виду у общественности, поскольку приказ министра был настойчивым. Начало СВО России пришлось на 24 февраля 2022 года, поэтому в список "пакостных экспортеров" попали и те, кто экспортировал в январе. Кроме того, следует сказать, что прекращение отношений – это длительный процесс, в некоторых отраслях он растягивается на годы, и справедливо было бы отметить, что обнародовать можно только данные за 2023 год. Позже так и случилось, пишет Янис Голдбергс в газете Diena.
Старый список удалили, поставили данные на июнь 2023 года, извинились, заявив, мол, вообще-то лишь мы такие "правильные", публикуем списки местных бизнесменов. Зато копии уже гуляют в Сети, в них есть и Dobeles dzirnavnieks, Madara Cosmetics, Karavela и еще несколько предприятий, которые фактически прекратили экспорт сразу после начала СВО.
Такова ситуация с самим заявлением, а, по сути, получается, что министр Индриксоне ничего не понимает в экономике.
Во-первых, все товары военного или двойного назначения уже под санкциями.
Во-вторых, об экспорте. Это Латвия получает деньги от России, а не дает деньги ей. На данный момент в списке есть, например, ООО Aizkraukles saldumi, и даже неясно, сколько штучек зефира они поставляют в Россию. Может, это возврат товара, а они в список попали из-за этой сделки. А если и поставляют, разве это единственная западная компания, которая этим занимается? Много украинских солдат закидали зефиром?
Надо посмотреть на общую ситуацию и политику западных стран – абсурдно выделять своих, отправить на костер или начать травлю. Мы в конфликте не участвуем, поэтому еда и лекарства – это не повод для охоты на ведьм! Министр экономики должен думать о том, как защищать предпринимателей, что делать другим учреждениям или ведомствам. Я бы понял, если бы такой запрос в ЦСУ сделал министр иностранных дел, министр обороны или СГБ, а министр экономики лишь передал бы его в подчиненное ему ведомство. Иными словами, Илзе Индриксоне не должна организовывать охоту на предпринимателей. Наоборот, она должна стараться максимально способствовать развитию предпринимательства. Вот чего от нее ожидали.
А что министр сделала? Единственное, что мы с начала года увидели, — это объявление охоты на экспортеров, причем в тот момент, когда стало ясно: партии, которую она представляет (Нацблок), скорее всего, в следующем правительстве не будет. Это похоже на громкое хлопанье дверью. Такое заявление носит деструктивный характер в нестабильное время, когда меняется власть, оно откровенно популистское и не имеет никаких положительных экономических последствий. Оно говорит только об одном: "После меня – хоть потоп!"
В новом списке, опубликованном ЦСУ, в который вошли почти 170 компаний, возможно, есть и предприятия, которым нанесен неоправданный репутационный ущерб. Список бессмысленен и абсурден по своей сути, поскольку ничего не говорит о реальной ситуации и не приносит никакой пользы для латвийской экономики. Если кто-то и не купит латвийский зефир, он купит продукцию компании другой страны, которая, скорее всего, также экспортирует в Россию. Так кто на самом деле понесет за это ответственность? Следующий министр?
Решение обнародовать список бизнесменов является настоящим подстрекательством. При этом экспортеры работают с теми товарами, которые не подпадают под санкции. Списки создавались в течение длительного периода времени, это общая политика и мнение ЕС. Возможно, придет время, когда запретят поставлять в Россию хлеб или бинты, но оно еще не наступило! Компании действуют легально и таким образом, чтобы выровнять свой баланс, трудоустроить латвийцев, платить налоги в Латвии, к тому же честно указывая страну, в которую они экспортируют товар.
Единственное, чего можно добиться таким способом, — это заставить людей искать обходные пути. Экспорт через посредника. Это будет стоить дороже, и таким путем можно лишь увеличить потери налоговых поступлений. Если действительно есть желание запретить экспорт каких-либо товаров в Россию, это должно быть согласовано на уровне ЕС. Не надо делать врагами нации целый ряд активных и деятельных людей в Латвии.
Публикация этого списка еще бы подошла самой партии — на ее сайте — как политико-популистское действие, но без использования госучреждения министром от этой партии. Тогда партия была бы ответственной за данные, извинилась бы от имени всех. Но гораздо удобнее спихнуть это дело на ЦСУ, надеясь на потенциальные лавры. В этом конкретном случае были бы необходимы правительственные дебаты о допустимости такого метода. Возможно, и публикация данных за последний месяц была плохим решением. Это ведь предварительные данные. Неужели мы на самом деле хотим составлять черные списки, где мелким шрифтом оговорены возможные отступления?