РИГА, 30 июл — Sputnik. За последние пять лет количество плавсредств, зарегистрированных в Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД), которая ведет учет маломерных водных транспортных средств для судоходства во внутренних водах, увеличилось на 20 процентов и в начале этого года составило 30 596 единиц, пишет газета "Сегодня".
В свою очередь в Латвийской морской администрации было зарегистрировано 702 прогулочных судна (139 моторных яхт и 563 — парусные).
Что необходимо принять во внимание, чтобы плавание на них было безопасным, и что мы можем перенять из опыта соседних стран?
Более половины, или 56%, зарегистрированных в прошлом году в ДБДД водных транспортных средств были моторными лодками. За ними по числу следуют гребные лодки (31%), регистрация которых в Латвии является добровольной, за исключением случаев, когда этого требует самоуправление или другой владелец внутренних вод.
В свою очередь гидроциклов и катеров зарегистрировано меньше: 7% и 6% соответственно.
Сломанные мачты
В Эстонии, где много интересных островов и более развиты традиции судоходства, чем в Латвии, проблем в этой сфере больше. А именно: больше заявлений о страховых возмещениях ущерба из-за различных столкновений, в том числе случаев, когда судно наскочило на камни, невидимые под водой.
Также бывали случаи, когда суда наталкивались на бревна, буи, бетонные конструкции мостов или садились на мель, в результате чего повреждались не только их корпуса, но и двигатели. Последствия таких происшествий составили от 500 до 20 000 евро.
Кроме того, было совершено несколько краж лодочных двигателей, из которых самый крупный страховой случай составил 15 600 евро. В целом одно из самых крупных возмещений в страховании судоходного транспорта в Эстонии — на сумму 149 000 евро — было выплачено за яхту, у которой сломалась мачта.
В Литве наиболее распространенными причинами повреждения судов также являются столкновения с камнями или бетонными конструкциями, в результате чего повреждаются и корпус, и двигатель. В Литве одно из самых крупных возмещений после такого происшествия составило 14 000 евро.
На реках становится тесно
"С учетом того, что с этого года доступны удостоверения водителей прогулочных судов новой категории, которые позволяют выходить в море и управлять парусной яхтой, а получить их легче, чем прежде, я прогнозирую, что интерес к судоходству в Латвии будет только расти. До сих пор лишь небольшая часть владельцев прогулочных судов выходила в море, так как от этого их удерживал сложный процесс сертификации водителей", — комментирует ситуацию в Латвии Асколдс Херманис, капитан, международный инструктор по вождению яхт.
В то же время он подчеркивает, что зарегистрированные в ДБДД плавсредства предназначены для плавания во внутренних водах. Нужно понимать, что судоходство в море требует не только надлежащей подготовки водителя прогулочного судна, но и надлежащей подготовки и регистрации самого прогулочного судна в регистре судов.
Асколдс Херманис также отмечает, что в Эстонии судоходство более развито, и это связано с тем, что там гораздо больше островов — мест, куда можно поплыть. В Латвии для судоходства пригодно лишь небольшое количество рек и озер.
Что касается наиболее типичных аварийных ситуаций во время судоходства, Асколдс Херманис отмечает столкновения лодок с другими судами или причалами, несоблюдение правил водного сообщения и ошибки навигации, то, что водитель судна неверно оценивает свои навыки и возможности своей лодки, а также не учитывает особенности природы и погодные условия.
"Например, если дует сильный ветер, это может показаться недостаточно весомой причиной для отмены прогулки, хотя при больших волнах логичнее всего было бы не выходить в море", — говорит специалист.