РИГА, 28 июл — Sputnik. Новый проект модели финансирования школы "Программа в школе", предложенный Минобразования, дает основание для обсуждения, его можно значительно улучшить, выслушав профессионалов отрасли, считает руководитель Латвийского профсоюза работников образования и науки Инга Ванага, пишет Neatkarīgā.
"Этот документ (план МОН - ред.) ставит высокие планки, но его содержание не соответствует установке – рост качества образования за столь короткое время. Не проанализированы основные критерии, необходимые для оптимизации школ", — добавила Ванага.
Важные аспекты
Профсоюз подготовил 15 предложений по улучшению модели. Некоторые из них повторяют и пересекаются с предложениями Латвийской ассоциации самоуправлений и Латвийской ассоциации руководителей образования.
"Это не станет волшебным ключиком, который в короткие сроки обеспечит качество образования и другие преимущества, упомянутые в проекте. Да, есть количественные критерии, но не рассматриваются другие аспекты — чтобы появилась возможность принимать решения о закрытии школы, нельзя анализировать только количество учеников и расстояние до школы, надо рассмотреть и результаты централизованных экзаменов, результаты школьной аккредитации и самооценки, проводимой школами, инфраструктуру, физически-эмоциональную среду в школе, наличие вспомогательного персонала и так далее", — уверена глава профсоюза.
Министерство рассчитало модель, предполагающую два типа классов – класс с 10–25 учащимися и класс с 26 и больше учеников, при этом исходя из вместимости помещений образовательных учреждений, а также компетентностного образования на основе индивидуального подхода. Профсоюз же предлагает разделить классы на три типа: малые классы – по 10–15 детей; средние с числом учащихся 16–26 и большие, начиная с 26 детей в классе.
Также профсоюз рекомендует учитывать гигиенические требования – площадь на количество учащихся, а в группе 7–12 классов выяснить, смогут ли школы принять детей из закрытых школ. Кроме того, по неизвестной причине в этом проекте не учтены дети в возрасте 5 и 6 лет, а также обеспечение учебными пособиями. Факультативы для средней школы профсоюз рекомендовал оставить на усмотрение самоуправлений.
Глава профсоюза также отметила положительный аспект нового проекта финансирования школы: "Деньги следуют за программой – это хорошо, потому что учитель становится заложником, если деньги следуют за учеником".
Профсоюз уже подготовил два предложения, которые улучшат качество жизни учителей. Во-первых – внести поправки в нормативные акты, чтобы дать муниципалитетам право компенсировать транспортные расходы учителей, которым при реорганизации школ придется ездить на работу в другие школы на личном транспорте. Второе предложение предусматривает возобновление программы социальной поддержки педагогов предпенсионного возраста.
Также профсоюзу хотелось бы, чтобы авторы проекта не забыли о частных школах, ведь они выступают за здоровую конкуренцию. "Если предстоит оптимизация, нельзя забывать об этих школах, где деньги следуют за школой. Эти школы получают большое финансирование из государственного сектора, поэтому количественные критерии надо применять и к частным учебным заведениям, это было бы справедливо", — напомнила Ванага.
Школам нужно больше вспомогательного персонала
Кроме того, профсоюз предлагает МОН пересмотреть пропорции вспомогательного персонала в школах, так как сказывается социально-экономическая ситуация в стране – школам нужно больше социальных и специальных педагогов, логопедов и психологов, а министерство предлагает неадекватные пропорции.
"Один психолог на 600 учеников в условиях, когда насилие в школах только растет? Я считаю, что психологи должны в первую очередь работать превентивно, чтобы не пришлось бороться с последствиями. Кроме того, мы, профсоюз, предлагаем одного логопеда на 150 детей вместо 350, как у Минобразования. Это сказывается на качестве образования, поэтому все пропорции нужно пересмотреть", — убеждена глава профсоюза.
Ванага возразила и против планов МОН обеспечить помощников учителя только в 1—3-х классах. По ее словам, помощники учителя потребуются и в старших классах, например, в большом классе, в котором количество учащихся превышает 28 детей, на уроках математики, для детей с проблемами поведения и обучения.
Для учителей важна не только зарплата
Глава профсоюза также напомнила: если кабмин одобрит этот проект финансирования школ, это окажет фискальное влияние на график повышения заработной платы учителей.
В разговоре о заработной плате Ванага подчеркнула, учителям важны не только деньги. Опросы, проведенные профсоюзом, показывают, что заработная плата даже не является решающим фактором. В глазах учителей одинаково важно и распределение нагрузки, профессиональная поддержка, соблюдение прав, физическое и эмоциональное благополучие и так далее. "В Рижском регионе, где хорошие зарплаты, также не хватает учителей, потому что там существует перегруженность и насилие", — добавила Ванага.
Она надеется на новую программу поддержки педагогов и на то, что будет покрыта плата за обучение в вузе и заочным студентам – будущим педагогам, чего в Латвии никогда не практиковалось. Иначе получается так, что молодые учителя бросают работу в школе через два-три года.