РИГА, 20 июл — Sputnik. Принадлежащие шведам Swedbank и SEB banka показатели деятельности за первое полугодие среди крупных латвийских коммерческих банков представили первыми. Результаты можно назвать выдающимися, хотя это слово не очень уместно, учитывая, что произошло это за счет стремительного роста платежей заемщиков, фактически банки обложили латвийских граждан и компании солидным "частным налогом", пишет Роландс Петерсонс в Neatkarīgā.
Литва, с точки зрения быстрого роста банковских прибылей находится в похожей ситуации, поскольку большинство кредитов берутся под плавающие проценты, но пытается превратить этот "частный налог" в чрезвычайный или солидарный государственный налог для банков. А, поскольку латвийское правительство ушло в отпуск до 8 августа, пока трудно судить, заставят ли результаты коммерческих банков прибегнуть к аналогичной мере в Латвии.
Прибыль вытаскивают из карманов заемщиков
Европейский центробанк с середины прошлого года использует так называемую политику быстрого роста базовых процентных ставок (под которые выдаются кредиты коммерческим банкам). Она закономерно привела к столь же быстрому росту процентных ставок межбанковских кредитов Euribor. А с ней связано абсолютное большинство кредитов, выдаваемых латвийскими коммерческими банками. В результате рядовые заемщики столкнулись со значительным ростом ежемесячных платежей, а банки – с ростом процентных доходов по кредитам. Именно поэтому, а не из-за каких-то удачных бизнес-решений, растет и прибыль банков.
Для характеристики ситуации подойдет тот же Swedbank – ведущий коммерческий банк в Латвии как по активам, так и по объему выдаваемых кредитов. Согласно только что опубликованному отчету за первое полугодие, прибыль группы Swedbank (помимо Swedbank Latvija в нее входит лизинговая компания Swedbank Līzings и Swedbank Atklātais pensiju fonds) в первом полугодии этого года составила 131,68 млн евро (за аналогичный период прошлого года – 32,42 млн евро), а прибыль банка Swedbank Latvija – 133,83 млн евро (34,49 млн евро в прошлом году). Более, чем четырехкратный прирост!
Да, можно спорить, сказать, что первый квартал прошлого года для банков был убыточным, потому что ЕЦБ в то время проводил совершенно противоположную политику – базовые процентные ставки были даже отрицательными, то есть банкам платили дополнительно, если они занимали деньги у ЕЦБ, что вполне закономерно приводило к ничтожным или даже отрицательным ставкам Euribor (например, шестимесячная ставка Euribor 2 июня прошлого года была минус 0,538%, а 18 июля этого года она достигла уже 3,962%). Однако даже в лучшие годы прибыль Swedbank в первом полугодии не превышала 50-60 млн евро, и никогда банк за год не зарабатывал больше 111 млн евро.
Аналогичная картина вырисовывается, если посмотрим на доходы Swedbank Latvija от процентных платежей по кредитам – это непосредственный источник его теперешней большой прибыли. За первые шесть месяцев этого года она достигла 163,92 млн евро, а в этот же период прошлого года составила всего 53,62 млн, в позапрошлом – 57,63 млн и примерно столько же и в предыдущие годы. Итак, косвенным результатом изменения политики ЕЦБ в первой половине этого года является извлечение из карманов заемщиков Swedbank суммы, которая более чем на 100 млн превышает средние показатели прошлых лет.
Если эти показатели еще недостаточно убедительно отражают исключительно благоприятную для банка ситуацию, которая является следствием чрезвычайных внешних обстоятельств и, по сути, гигантским бонусом, потеря которого не может привести к существенному влиянию на "долгосрочную прибыльность и базу капитала" (именно эту фразу использовал ЕЦБ в особом заявлении, критикуя решение Литвы о введении "налога солидарности"), можно еще проанализировать такой показатель, как рентабельность капитала. Для группы Swedbank в Латвии за шесть месяцев этого года она достигла 24,65%, что является гораздо более высоким показателем, чем средние показатели банковского сектора, а также исторически характерные для самого Swedbank проценты. Для сравнения, в "унылом" первом полугодии 2022 года он составлял 6,59%, а в предыдущий сверхблагоприятный период 2018 года — 14,3%, согласно официальным отчетам Swedbank.
Рост выданных кредитов и привлеченных депозитов в Swedbank в первой половине этого года был незначительным. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем депозитов вырос на 6%, объем кредитов – на 7%. Оба показателя во много раз ниже годовой инфляции, значит, в реальном выражении сократился как объем выданных кредитов, так и привлеченных депозитов. Поэтому банковский бизнес "рулит" не благодаря обычным банковским операциям, а за счет исключительных обстоятельств или политики ЕЦБ.
Дела у SEB banka в первом полугодии шли почти так же блестяще, как у Swedbank. Прибыль SEB grupa (в которую, помимо банка, входят также лизинговая компания, пенсионный и инвестиционный фонды, а также страховая компания) в первом полугодии составила 82,4 млн евро по сравнению с 45,3 млн в первом полугодии прошлого года. Она почти достигла годовой прибыли группы в 2022 году, которая составила 94,4 млн евро. Отличие в том, что SEB banka значительно увеличил объем привлеченных депозитов по сравнению с первым полугодием 2022 года – на 60%. Однако в выдаче кредитов SEB banka так же медлителен, как и Swedbank – их объем увеличился всего на 6%.
Что предпримет правительство Латвии?
На этот вопрос пока ответить сложно, потому что в этом году правительство, а не только Сейм, взяло большой перерыв (правительство – три недели), в течение которого, вероятно, необходимо и отдохнуть, и узнать о возможном будущем правительстве. Министр финансов Арвилс Ашераденс ("Новое Единство") в начале июня заявил, что "в августе, перед тем, как министерство финансов представит в кабинет министров информативный отчет "О ходе разработки основных направлений государственной налоговой политики на 2024-2027 годы", координационная группа по совершенствованию налоговой политики (в нее входят как госслужащие, так и представители коалиционных партий) будут оценивать текущие действия банков и актуальность "платежа солидарности". Правда, за два дня журналисты так и не смогли получить в бюро министра ответа, остаются ли его намерения в силе и являются ли показатели деятельности банков в первом полугодии этого года существенным аргументом в пользу введения такого платежа.
Одно можно сказать наверняка — в обозримом будущем базовые процентные ставки ЕЦБ будут только увеличиваться, вместе с ними будут расти и ставки Euribor и, соответственно, потери жителей Латвии. Как заявила в конце июня президент ЕЦБ Кристин Лагард, ЕЦБ не может прогнозировать, когда процентные ставки достигнут максимального уровня. Уже восемь заседаний подряд Совет ЕЦБ повышал процентные ставки, пытаясь таким образом бороться с высокой инфляцией, которая к указаниям ЕЦБ не особо "прислушивается". В мае инфляция в еврозоне немного снизилась по сравнению с предыдущими месяцами, но все же составила 6,1%, что намного выше установленного ЕЦБ целевого уровня в 2%. 15 июня на заседании Совета ЕЦБ во Франкфурте было принято решение повысить основную ставку по операциям рефинансирования до 4%, ставку по депозитам овернайт - до 3,5%, и ставку по кредитам овернайт - до 4,25%. Все три ставки повышены на стандартные 0,25 процентных пункта, и такое же решение ожидается в этом месяце.
Между тем, уже 16 мая в Литве вступил в силу закон о "платежах солидарности" для коммерческих банков, который облагает налогом процентный доход от кредитных платежей жителей и предприятий Литвы. Налоговая база составляет 50% от чистого дохода от процентных платежей заемщиков, который превышает средний размер чистого дохода от процентных платежей за предыдущие четыре года. Это означает, что расчет налога за 2023 год будет производиться исходя из данных за 2018-2021 гг., а за 2024 год – по данных 2019-2022 гг. Соответствующая разница облагается налогом по ставке 60%. Ожидается, что доходы, полученные от сверхприбылей коммерческих банков, будут направлены на укрепление обороноспособности Литвы, что может стать определенным моральным утешением для граждан Литвы, пострадавших от действий банков.
Журналисты попытались подсчитать, сколько получил бы госбюджет Латвии, например, от доходов Swedbank за первое полугодие этого года (это не совсем верно, т.к. налог рассчитан на год, но общее представление получается). За первые шесть месяцев этого года доходы Swedbank от процентных платежей составили 163,92 миллиона евро. Из них следует вычесть 12 миллионов – расходы по взысканию процентов. Итого – 151,92 млн евро. За четыре года с 2018 по 2021 год средний доход Swedbank от процентных платежей за первое полугодие составил 55,96 млн евро. Разница – 95,24 млн евро, а предусмотренный законодательством Литвы платеж в размере 60% от нее – 57,14 млн евро. И это от одного лишь Swedbank Latvija и всего за полгода.