РИГА, 17 июл — Sputnik. Как свидетельствует исследование компании BDO, в котором возраст выхода на пенсию в европейских странах сравнивался с ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин, Латвия плетется в хвосте. Особенно в мужском сегменте. Начиная с 2014 года, пенсионный возраст у нас каждый год повышается на три месяца до достижения 65 лет, которое должно произойти 1 января 2025 года). Это означает, что, если продолжительность жизни мужчин в Латвии не увеличится, то в среднем представитель сильного пола на пенсии будет жить уже около трех лет — столько же, сколько в России, которая неустанно отправляет своих мужчин на смерть в бессмысленных войнах.
Причины столь бедственного положения партнер BDO Financial and Risk Consulting Services Эдгар Вольскис видит как в принимаемых, так и в еще не принятых органами государственной власти решениях относительно своевременного и доступного медицинского обслуживания, а также в образе жизни и отношении людей к своему здоровью.
Он отмечает, что, по данным Евростата, в ЕС мужчины живут здоровыми в среднем 63,5 года, а женщины 64,5 года, в то время как в Латвии эти цифры на 10-12 лет меньше - 52,6 года у мужчин и 54,3 года у женщин.
Несомненно, что во многом это результат дурных привычек - алкоголь, курение и т.п. Однако в Латвии можно не дожить до пенсионного возраста и по той причине, что очереди на оплачиваемые государством медицинские услуги затягиваются на месяцы, а порой и на годы. Врачи давно бьют тревогу, но кардинальных сдвигов не наблюдается.
При этом без войн, природных и техногенных катастроф Латвия была на третьем месте в мире по росту смертности в 2021 году (время, когда была пандемия COVID-19).
Пенсионный возраст растет
"Развитие медицины уже увеличило и продолжит увеличивать продолжительность жизни людей, можно убедиться в этом, посмотрев, сколько люди жили в среднем 100 лет назад. Но это означает и более высокую планку количества лет, начиная с которого люди смогут получать пенсию по старости — когда не могут работать", — поясняет Эдгар Вольскис.
Он указывает, что возраст выхода на пенсию по старости в разных странах отличается — в Греции и Дании это 67 лет, в Швеции — 62 года, в Турции и Словении — 60 лет.
"Во Франции пенсия по старости назначается с 62 лет, но государственные власти хотели повышать ее постепенно, что вызвало большое протестное движение "желтых жилетов", — напоминает Вольскис.
Учитывая увеличение продолжительности жизни людей, политики многих стран повышают порог возраста для получения пенсии по старости. Правда, при этом обнаруживается серьезный негативный эффект: у людей пропадает мотивация производить какие-либо выплаты для пенсионных накоплений.
"Особенно это касается государственных пенсионных систем, которые не передаются по наследству", - сказал Вольскис. Какой смысл копить сбережения на старость, если пользоваться ими можно лишь несколько лет?
Он сомневается, что при средней продолжительности жизни мужчин 68,2 года и пенсии с 65 лет люди, которые не заботятся о своем здоровье и безопасности, будут беспокоиться об уплате взносов обязательного государственного социального страхования.
Тех, чья пенсия превышает 1000 евро, немного
Вольскис обращает внимание на важнейший показатель - отношение пенсии к последней зарплате, полученной перед выходом на пенсию.
"Если размер пенсии к зарплате достигает уровня 40%, это свидетельство бедности, если этот уровень 60-80%, это оптимально хорошо, а если 90-100%, то это отлично, потому что таким образом человек не теряет свой уровень жизни, а экономика не теряет потребителя", — поясняет он.
Этот показатель особенно актуален во времена быстрой инфляции.
"В Латвии есть небольшое количество пенсионеров, чья пенсия превышает 1000 евро, но большинству ее размер едва позволяет выжить, или они вынуждены рассчитывать на поддержку своих детей или внуков", — заключает Вольскис.