РИГА, 16 июл - Sputnik. Но если есть возможность что–то сделать своими руками, да при этом вспомнить опыт пращуров, то никто из местных жителей не станет чураться такой работы, пишет газета "Сегодня".
И с одним из проявлений этой памяти поколений удалось столкнуться автору во время путешествий по самым глухим уголкам Латгалии.
Чужие здесь не ходят
Александр, уроженец здешних мест, как и все мужики, считает себя потомственным рыболовом. Иначе и быть не могло: здесь множество больших и малых озер, соединенных протоками разной ширины и глубины. Но проблема в том, что без лодки сюда лучше не соваться: и рыбы не поймаешь, и домой можно не вернуться, заблудившись в лабиринтах стариц и ериков.
Однако покупать современную лодку, надувную или пластиковую, сообразуясь с весьма скромными доходами Александра, слишком дорого. В прежние годы он надувал камеру от заднего колеса трактора "Беларусь", привязывал на ней крест–накрест две доски — и на таком примитивном плавсредстве бороздил водные просторы своей округи, добираясь на ней в самые глухие и потаенные места.
Но со временем, помаявшись на такой "лодке" и пару раз едва не утонув, пришел к убеждению, что надо обзаводиться чем–то более серьезным и надежным. Пытался освоить надувную лодку, которую по доброте душевной давал сосед, но как–то не привык пользоваться не своими вещами. Да и проколол эту "резинку" на торчащие из воды сучья, чудом добравшись до берега.
Голь на выдумки хитра
А когда более десяти лет назад женился на красавице Алене из далекого белорусского Полесья, познакомился с ее трудолюбивой родней, то понял: решение его проблемы есть! Потому что дед Алены умел делать лодки из одного бревна старой осины.
Теперь Александр с улыбкой признается: "Тогда так увлекся этим старинным промыслом, что проводил с дедом больше времени, чем с молодой женой!" Более того, таких лодок по просьбе соседей и знакомых он уже сделал не один десяток, что тоже приносит доход в семью. Правда, рассказывая о своем промысле, он предупредил: "Не надо называть ни мою фамилию, ни место, где я живу — огласка мне ни к чему!"
Случаев, когда опыт прежних поколений привносится в жизнь местных жителей, не так много — то нет специфических инструментов, то не выяснены какие–то детали и тонкости промысла, то не хватает навыка. Но Александр во время общения с дедом жены понял, что даже пороки древесины можно использовать с толком. Например, при высыхании и намокании древесина деформируется, что приносит кучу проблем как плотникам, так и столярам — кто не видел скособоченные окна и двери, пузырящиеся полы, разбегающиуюся обшивку стен. Но ведь голь на выдумки хитра!
Дед рассказывал Александру об этой особенности: "Когда будешь делать челн из цельного ствола осины, то сначала надо выдолбить нутро до необходимой толщины бортов, а затем, после чистовой обработки и полной просушки, в получившееся "крутобокое корыто" надо наливать горячую воду. От перепада температур и воздействия кипятка на древесину слои осины набухают, становятся податливыми и оттого распрямляются, расширяя борта до нужного размаха бортов лодки–долбленки".
Не боятся ни волны, ни ветра
Первая лодка, которую Александр сделал сам, без помощи деда, получилась не самой удачной — ее борта оказались кривыми, с разной толщиной стенок. Зато теперь, когда здешние воды бороздит, наверное, целая флотилия долбленок, сделанных им, любой из них, по признанию мастера, можно смело присваивать знак качества.
— Конечно, можно покупать лодки заводского исполнения: металлические, пластиковые, надувные, но у наших людей не столь высокие доходы, чтобы отдавать за них немалые деньги. Я беру за свою работу значительно меньше, и главная статья в моей смете — за риск. Ведь надо тайком срубить и привезти домой дерево, пригодное для изготовления челна. Главное при этом — не попасться на глаза леснику. Иначе штраф обеспечен. Ну, и сама работа тоже довольно тонкая и сложная, изготовление лодки занимает примерно месяц.
Не только из–за денег местные мужики выбирают долбленки Александра: на них гораздо лучше пробираться сквозь заросли камыша, они узкие и прогонистые — скорость передвижения на них намного выше, чем на заводских моделях. Они не боятся волны, их не сносит ветер. А если случится наскочить на корягу и пробить дно, что, хотя и редко, но случается, то отремонтировать такое судно очень просто — надо забить в пробоину сучок, который от влаги разбухнет и намертво закроет брешь. И даже в случае летального исхода выход есть: заказ новой лодки обойдется дешевле, чем ремонт аналогичной заводской посудины. Для жителей местных деревень эти шустрые ходкие посудины — как палочки–выручалочки: что на рыбалку, что на сенокос на другом берегу озера, что по грибы–ягоды в прибрежных лесах.
Спасение от эмиграции
Местных умельцев по изготовлению долблёнок здесь, считай, нет, кроме Александра, который гордится отсутствием конкурентов:
— Некоторые соседи пробовали сами сделать такие челны, но не получилось, Наверное, сказывается мастер–класс, который когда–то преподал мне Алёнин дед. Не хочу излишне хвалиться, но это не авантюризм. Потому что я пришел к своему умению через множество попыток, через многие пробы и ошибки. И теперь хоть с этого промысла, но имею доход для прокорма своей семьи. Не уезжать же в поисках работы куда–то за границу, если есть спрос на мои лодки!
"Судоверфь" Александра располагается на дворе, где лежат заготовки долбленок в разных стадиях готовности. Правда, работа стопорится, когда идет дождь — материал требует точности обработки особыми инструментами и должен быть совершенно сухим. Иначе борта получатся разной толщины, а от этого зависит и прочность судна, и безопасность.
Начинается работа на стапеле с разметки бревна — из него выбирают объём. Если раньше всё, от начала до конца, делалось вручную, с помощью тёсел — специальных топоров, то теперь Александр приноровился использовать современную бензопилу, что намного ускоряет процесс. Но основная работа делается всё–таки тёслами. Ведь это, по выражению мастера, не производство, а промысел. И здесь важно все процессы делать не столько быстро, сколько качественно.
Мастер–класс от судостроителя
Александр охотно поделился накопленными знаниями с журналистом газеты ""СЕГОДНЯ". Для начала учились ставить сторожки. То есть строгали цилиндрические палочки, пилили их длиной по два с половиной сантиметра — размеру, соответствующему необходимой толщине борта. Сверлили рядами в вырубленной "колоде" отверстия — диаметром по толщине палочек, на определённом расстоянии друг от друга, вколачивали туда готовые палочки, предварительно макая их в масляную краску. Они служат ориентирами при завершении работы теслом: отверстие со сторожком появилось — будь осторожен! Теперь можно только аккуратно скобелем достругивать, выглаживать начисто.
Параллельно с этим начали разводить борта у заранее выдолбленной и просушенной заготовки. У Александра ранним утром был затоплен котел, и нам оставалось только бросить шланг в будущую лодку, чтобы подать горячую воду. Налили воды и стали быстро протирать намоченными тряпками все стенки. Чтобы ускорить процесс, ставили распорки из еловых сучков, время от времени подгибая их, чтобы не было слабины.
Когда борта разошлись наполовину, сучья убрали, заменив готовыми шпангоутами — упругами, положив на них сверху доски, а на доски нагрузив кирпичей. Под таким прессом лодка должна была принять в итоге необходимую форму. Однако это происходило практически без нашего участия.
На этом мастер–класс был завершён. Александр со временем все заготовки довел до ум…