РИГА, 13 июл — Sputnik. Данные по внешней торговле Латвии за май этого года не радуют, особенно в разделе, который указывает на изменение объема экспортируемых товаров, сообщает Neatkarīgā Rīta Avīze.
По сравнению с данными прошлого года экспорт товаров в мае в денежном выражении сократился на 15,1% - до чуть более 1,5 млрд евро, свидетельствуют данные Центрального статистического управления.
В прошлом году, когда в мире наблюдался резкий рост цен, значительно вырос и экспорт в денежном выражении, иногда даже значительно больше, чем в физическом. Время от времени звучали мнения, что рост экспорта идет за счет цен. Многие бизнесмены могли быть счастливы – даже производя чуть меньше, они могли бы зарабатывать больше.
Большинству экспертов все же было ясно: долго так продолжаться не может, и после резкого роста цены опять упадут. В то же время можно было надеяться, что экспорт товаров в натуральном выражении может не сильно измениться и сохранить прежние объемы.
Однако реалии жизни говорят об обратном. Если ознакомиться не только с опубликованными релизами, но и базами данных ЦСУ, то параллельно с внешней торговлей в денежном выражении можно получить информацию о том, как изменился объем в единицах массы. Конечно, это не совсем совершенный способ определения изменений в так называемом чистом экспорте, так как со временем масса многих товаров может измениться, но это неплохой способ, чтобы наметить общие тенденции.
Данные свидетельствуют: общий экспорт латвийских товаров в мае, по сравнению с этим периодом годом ранее, сократился на вышеупомянутые 15,1% в денежном выражении и на 16,2% в натуральном выражении. То есть объем вывозимых из страны товаров в натуральном выражении сокращается быстрее, чем в денежном.
Водка, котлы и бойлеры
Рост товарной группы "напитки, алкогольные жидкости и уксус" на 107% в денежном выражении действительно "выбивается" из общего фона и во многом может быть связан с экспортом алкогольной продукции и транзитом в Россию. При этом оценка изменений экспорта в единицах массы свидетельствует, что среди "топовой" десятки выросли только две товарные группы, то есть цены по-прежнему улучшают статистику.
В единицах массы наблюдается увеличение уже упомянутой категории напитков и уксуса, в которой за год произошло увеличение на 19,6%, и группы товаров, в которую входят механизмы и механические устройства, котлы, бойлеры и их части. Последний в пересчете на тоннаж увеличился за год на 6,3%.
Интересно, что в денежном выражении объем экспорта этой группы товаров за год увеличился на 6,4%. Значит, в целом можно сделать вывод, что условная цена одного килограмма продукции данной группы товаров в среднем за год не изменилась.
Главная хорошая новость в этом контексте: раздел экспорта, представляющий машиностроительный сектор, является третьим по величине после лесоматериалов и электротехнического оборудования. Группа "напитки и уксус" — шестая по величине. В группе "смешанные химические продукты" прирост в натуральном выражении очень солидный — 41% за год.
Меньше древесины, металла и продовольствия
Как видно, картина увеличения производства для того, чтобы продавать больше за границу, носит эпизодический характер, и в целом можно сказать, что ситуация ухудшается.
Типичным примером является крупнейшая группа товаров – древесина и изделия из нее, где объем экспорта в денежном выражении в мае этого года был на 36,2% меньше, чем год назад, а в единицах массы объем экспорта в страны дальнего зарубежья уменьшился на 25,6%. Это довольно плохая новость, потому что она указывает на то, что количество поступающих денег будет быстро сокращаться. Только по группе лесоматериалов в мае было получено примерно на 136 миллионов евро меньше, чем годом ранее.
Конечно, год назад цены можно было назвать неадекватно высокими. Однако экономика постепенно "подтягивается" даже к явно непропорциональным ценам, а доходно-расходные процессы им подчиняются. Можно сказать, что теперь процессы денежного обращения нарушатся, что приведет к радикальному снижению спроса в экономике.
Кроме того, лесоматериалы – это не единственная категория, которая принесет меньше, чем обычно. То же самое произойдет и с падением экспорта в группе изделий из железа и стали, где снижение может быть связано как с меньшими объемами транзита, так и с падением экспортного оборота в латвийской металлообработке.
Следует отметить, что за последние 15—20 лет латвийское машиностроение и металлообработка достигли такого уровня, что стали серьезной опорой экспорта и экономики в целом. Многие считают, что основная статья латвийского экспорта — это лес и продукты питания. Насчет древесины – верно, но второе, третье, четвертое, пятое и седьмое места в первой десятке списка экспортных товаров занимают товарные группы, относящиеся к машиностроению и металлообработке.
Продукты питания играют важную роль в народном хозяйстве Латвии, их производство занимает второе по величине место в промышленности после деревообработки, но оно не так ярко выражено в экспорте. Продовольствие занимает девятое место в таблице группы товаров, известных как зерновые продукты. Там экспорт в денежном выражении за год упал на 35,4%, в тоннах – на 9,7%.
С другой стороны, группа, которая классифицируется как "не включенные в другие категории продукты переработки молока; птичьи яйца; натуральный мед; пищевые продукты животного происхождения", занимает десятое место в денежном выражении. При этом объем экспорта в денежном выражении за год упал на 12,7%, в массе – на 27,4%.
Ситуация характерна не только Латвии
Все вышеизложенное явно свидетельствует об общем падении спроса в мире. Более того, это сулит печальные дни и экономике Латвии.
Объемы международной торговли стремительно падают в связи с сокращением спроса, значит, мировая экономика движется к фазе рецессии или уже в нее попала. Эстония с 15-процентным годовым падением экспорта в мае этого года очень похожа на Латвию, а в Литве падение составило всего 2,4% в денежном выражении.
Значительное падение экспорта (на 7,5% в течение года) в мае испытала и такая ориентированная на внешние рынки страна, как Китай. Снижение экспорта зафиксировано и в локомотивах мировой экономики – в США и Германии, поэтому можно говорить о том, что замедление роста внешней торговли также будет способствовать усталости отраслей, связанных с внутренним потреблением. Мировая экономика либо начнет стагнировать, либо вскоре даже испытает спад.
Конечно, это негативно скажется на Латвии, однако пока рано судить, можно ли говорить только о развитии без повышения благосостояния или о каких-то существенных сокращениях.