Как уменьшить гору мусора в Гетлини

Латвийцы выступают категорически против сжигания мусора, но готовы ли они его сортировать?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 12 июл — Sputnik. По желанию латвийцев пришлось отказаться от сжигания отходов – самого простого способа уменьшить количество мусора, который горами высится на свалке в Гетлини. Поэтому теперь придется хорошенько потрудиться, чтобы выучить, соблюдать и оплачивать доселе неизвестные методы сортировки, переработки и – самое главное – отказа от создания отходов, пишет Neatkarīgā Rīta Avīze.
"Есть многоразовые подгузники, они дешевле в долгосрочной перспективе (и в краткосрочной, если купить их использованными, как я) и сокращают воздействие на окружающую среду, даже если учитывать их стирку", – заверила депутат Рижской думы Майрита Лусе, представитель фракции "За!"/"Прогрессивные".
В должности руководителя рабочей группы думы по сокращению и переработке отходов она взяла на себя основную заботу и ответственность за то, чтобы горы мусора в Гетлини не рухнули. Иными словами – чтобы Рига, по крайней мере в обозримом будущем, не была вынуждена искать место для очередной горы мусора, что стало бы практически невыполнимой задачей из-за протестов жителей любого населенного пункта в Рижском регионе и по всей Латвии.

Дареному коню в зубы не смотрят

Только на первый взгляд кажется, что латвийцы выбрали наиболее эффективное решение проблем, вызванных нынешними одноразовыми подгузниками. Однако их очень трудно перерабатывать, в том числе сжигать – они представляют собой смесь различных веществ, к тому же это грязные и влажные отходы.
Поэтому ради защиты окружающей среды население Латвии отказывается рожать такими темпами, что, согласно чисто арифметическим подсчетам, в течение нескольких лет рождаемость будет сведена к нулю. Однако спрос на подгузники будет актуален еще долгие годы из-за старения населения.
Транзит
"Власти подгузники еще поменяют, но на памперсы не перейдут": эксперт о транзите в Латвии
Многоразовые подгузники любого вида в Латвии до сих пор являются экзотикой. Например, сеть магазинов Maxima заявила, что в настоящее время в наличии у нее имеется около 20 различных видов подгузников в зависимости от их производителя, размеров и других параметров, в том числе с экомаркировкой, но многоразовых подгузников там нет. Но магазин готов торговать и такими, "следуя покупательским привычкам и спросу".
Спрос Майрита Лусе надеется создать, раздавая такие подгузники родителям и в муниципальных детских садах.

Сжиганию мусора – общественное порицание

Сжигание мусора в Рижском регионе, скорее всего, не возобновится. Место для мусоросжигательного завода было выбрано в Ропажском крае, самоуправление которого изначально проект поддержало. Однако 17 мая дума единогласно решила "остановить разработку местного плана в недвижимом имуществе Dārzi Mežrozīte и Mežinieki". В переводе с бюрократического – это запрет на обустройство мусоросжигательных заводов в Дрейлини.
Депутаты соревновались в заявлениях о том, что они должны учитывать мнение жителей: оно выражено в более чем 1000 обращениях с требованием не допустить строительства завода, а также 11 000 голосах на интернет-портале Manabalss.
Протесты против постройки мусоросжигательного завода вблизи Риги вышли на новый уровень
Борьбой со сжиганием мусора руководили люди, ранее замеченные в различных протестных проектах. Трудно сказать, хотели ли они таким образом повысить свою популярность, чтобы в какой-то момент попасть на выборную, щедро оплачиваемую государством должность, или у кампании против сжигания мусора были заказчики.
Во втором случае под подозрение попадают производители тепла: предлагаемая ими мощность уже превышает потребности Риги в тепле, а Rīgas siltums сейчас приступил к освоению дополнительной пары десятков миллионов евро на строительство еще одной котельной на щепе.
Отказ от сжигания мусора Майрита Лусе приветствовала: "Если частный сектор создает устройства для утилизации отходов, этот процесс должен осуществляться только в минимально необходимом объеме, чтобы в эти объекты не попали материалы, которые можно переработать. Опыт других стран показывает, что создание чрезмерно крупных объектов снижает желание направлять материалы на переработку и внедрять мероприятия по предотвращению образования отходов, а также стимулирует ввоз отходов для сжигания".
В таком случае следует задать два вопроса.
Первый о том, каков же "минимальный объем" сжигаемого мусора с определенной территории – только из Риги и Рижского региона, со всей территории, которую можно назвать центральной частью Латвии, или со всей Латвии в одном месте.
Второй вопрос: насколько далеко продвинулась Рига и вся Латвия с переработкой мусора, который – да! – можно было бы переработать, если бы хватило ума (у нас уже освоены технологии, закуплено оборудование), желания и денег.

Плата за лень

Деньги на переработку отходов проблемой не считаются, ведь их можно взять у тех, кто мусор создает. Относительно недавно, 9 декабря 2021 года, Комиссия по регулированию общественных услуг утвердила тариф на услуги по вывозу бытовых отходов ООО Getliņi EKO, увеличив тариф на вывоз несортированного мусора на 87% с 10 января 2022 года и следующее повышение предусмотрев 1 января 2023 года.
Повышение тарифа включает как дополнительные доходы для Getliņi EKO, так и увеличение ставки налога на природные ресурсы. Правда, это пытаются обосновать не жадностью, а побуждением к сортировке мусора – процессу, необходимому для его переработки.
Getliņi EKO заявляет, что переработка растет, а объем мусора, сваленного в Гетлини, сокращается. Самые актуальные данные — снижение с 268 тысяч тонн в 2021 году до 255 тысяч тонн в 2022 году. Кроме того, сокращение продолжается с 2018 года, когда на горы в Гетлини было вывалено 294 тысячи тонн отходов.
Латвия два года выплачивает ЕС 15 млн евро из-за недостаточной переработки пластика
Это снижение можно объяснить COVID-19, который замедлил рост экономики как производителя отходов, однако во время пандемии количество мусора увеличилось за счет использованных масок, упаковок продуктов питания и одноразовых контейнеров для доставки и т. д.
Имантс Стиранс, председатель правления ООО Getliņi EKO, отмечает "медленный, но положительный прогресс в достижении целей управления отходами", но признает, что "заполнение мусорного полигона Getliņi остается актуальной проблемой на ближайшее будущее". Вот такой уклончивый ответ на основной вопрос о том, когда же гора в Гетлини достигнет максимальной высоты.

В Риге будет своя экономика

Рижская дума также считает, что необходимо заранее рассчитать сроки окончательного заполнения полигона в Гетлини и параметры переработки мусора.
"В настоящее время продолжается работа над региональным планом управления отходами, в котором оцениваются будущие сценарии. Также город планирует провести собственное исследование потока отходов и имеющихся и необходимых мощностей регенерации (проект Рижского фонда охраны окружающей среды). Мы хотим принимать решения на основе данных для дальнейшего продвижения предотвращения образования отходов и их переработки", — объясняет Лусе.
Выделены деньги на анализ потоков отходов и разработку плана Рижской экономики замкнутого цикла. В нынешней программе развития города Риги на 2022–2027 гг. зафиксированы следующие направления действий по предотвращению образования отходов:
- замена одноразовой посуды;
- содействие замене одноразовых подгузников и продуктов для менструального цикла;
- повторное использование крупногабаритного мусора;
- предотвращение возникновения пищевых отходов.
Календарь успокаивает: до окончания программы в 2027 году времени еще много – на дворе лето 2023 года. Но если работы будут продвигаться таким же темпом, то до 2027 года сделано будет всего ничего.