РИГА, 15 июн — Sputnik. Латвия не должна отказываться от принятой на международном уровне модели комплексной системы здравоохранения – изменение принципов финансирования отрасли в Латвии не обосновано и значительных преимуществ не даст, заключила рабочая группа, организованная Латвийской ассоциацией врачей, пишет Инга Папарде в Neatkarīgā.
Все уже финансируют здравоохранение
Рабочую группу Латвийской ассоциации врачей возглавил член правления ассоциации Марис Таубе. В группе работали более 20 специалистов в области здравоохранения. Высказывались различные версии о том, стоит ли и как менять модель финансирования отрасли здравоохранения – за счет бюджета социального страхования (в большей степени, чем сейчас), установление нового налога, другие варианты, например, добровольный отказ от здравоохранения, финансируемого государством, и переход на частную медицину.
К каким выводам пришла рабочая группа? Здоровая жизнь населения Латвии короче всего в Евросоюзе, на 20 лет меньше, чем в странах ЕС с самыми лучшими показателями. От болезней, которые можно было бы предотвратить или вылечить, в Латвии умирает в два раза больше людей, чем в среднем по Евросоюзу. Госрасходы на здравоохранение в Латвии на душу населения в 2020 году составили 1417 долларов США, почти в два раза меньше, чем в Эстонии (2346 долларов) и Литве (2321 доллар).
Финансирование здравоохранения в Латвии в настоящее время осуществляется за счет общих государственных доходов, в основном – налогов. Для одного налога – взносов на социальное страхование – специально выделена определенная часть – один процент, который направляется на финансирование здравоохранения. Рабочая группа пришла к выводу, что эта модель получения финансирования предусматривает участие всех жителей Латвии, так как различные налоги платят все, например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на недвижимость и другие налоги, что создает широкую и гибкую базу финансирования здравоохранения.
Правда, и рабочая группа ЛАВ об этом в своем отчете не упоминает, налог в один процент платит только часть населения – те, кто делает социальные отчисления, а именно трудящиеся, но корзина медицинских услуг одинакова для всех пациентов. Часть населения освобождается от платы по рациональным причинам (пенсионеры, дети, получающие бюджетную медицинскую помощь), но те, кто этот налог не платят, получают такой же доступ к бюджетной помощи, как и налогоплательщики. Было много разговоров по этому вопросу, но решения достигнуто не было. Из отчета ЛАВ следует, что все жители так или иначе платят налоги и софинансируют здравоохранение.
…и дополнительно платят за лечение частным образом
По мнению экспертов, сумма прямых платежей, осуществляемых самими пациентами, в Латвии непропорционально велика. Прямые платежи состоят из собственных платежей пациентов за медицинские услуги, а также установленных государством доплат за услуги и лекарственные средства. 36,6% расходов на здравоохранение население оплачивает из собственных средств (в среднем по Евросоюзу – 15,4%). Большую часть расходов, покрываемых самими латвийцами, составляют лекарства и медицинские приборы (около 40% собственных платежей).
"Необходимо снизить собственные платежи физических лиц, так как это прямой фактор, ограничивающий доступ к медицинской помощи для определенной части населения", — заявила глава Латвийской ассоциации врачей Илзе Айзсилниеце. Рабочая группа считает, что модель финансирования здравоохранения в Латвии предполагает обязательное участие всех граждан и классифицируется как система обязательного государственного медицинского страхования. Если бы доступ к оплачиваемым государством медицинским услугам был ограничен на основании факта оплаты или суммы налоговых платежей или любого другого дискриминационного признака, увеличился бы риск бедности и социальной изоляции для населения с более низкими доходами в случае плохого состояния здоровья, также возникла бы дополнительная нагрузка на систему здравоохранения, поскольку больные, не получая профилактику, лечение и уход, чаще получают более затратные услуги на поздних стадиях заболевания при оказании неотложной медицинской помощи и госпитализации.
Этот риск особенно увеличит законное решение отказаться от общей системы финансирования с правом платить за медицинские услуги напрямую или приобретать частную страховку. В настоящее время доля частного страхования значительно выше (в Латвии 3,6% от расходов граждан на здравоохранение, в Литве – 1,3%, в Эстонии – 1,6%), чем в других странах, и свидетельствует о значительном недостатке госфинансирования. Частные платежи может производить самая состоятельная часть населения, что способствует и без того большому неравенству в сфере здравоохранения в Латвии.
Не поддерживают привязку здравоохранения к уплате налогов
Рабочая группа заявила, что понимает желание части общества и политиков добиться улучшений и в других областях, например, мотивацию уплаты налогов путем изменения модели финансирования здравоохранения. Отдельные члены рабочей группы поддержали идею о необходимости привязки оплаченных медицинских услуг к размеру взноса обязательного социального страхования, что могло бы стимулировать готовность работодателей платить налоги и повышать уровень зарплаты. Приблизительные оценки фискальной выгоды и негативный опыт некоторых стран, например Болгарии и Румынии, ставят под сомнение потенциальную выгоду.
Рабочая группа направила выводы и предложения высшим государственным чиновникам. Основной посыл – Латвия не должна отказываться от модели всеобъемлющей системы здравоохранения. Латвия должна найти политическое решение и продолжать работать, чтобы достичь среднего уровня европейских стран, например, по такому показателю, как государственные расходы на здравоохранение из валового внутреннего продукта.
Рабочая группа не проводила детальной оценки получения дополнительного финансирования, но ясно, что новая система не должна увеличивать неравенство населения, снижать финансовую доступность здравоохранения или повышать риск бедности в результате плохого состояния здоровья. "Долгое время здравоохранение ошибочно считалось расточительной с политической точки зрения отраслью, хотя на самом деле это не так. (...) Необходимо менять отношение – средства, вкладываемые в здравоохранение, необходимо считать инвестициями в здоровье населения, которые позволят предотвратить заболевания, продлить здоровые годы жизни, а также снизить нетрудоспособность и инвалидность, вызванную заболеваниями", — говорится в заключении экспертов.