РИГА, 12 июн — Sputnik. Кариньш вспомнил лозунг времен Атмоды (конец 1980-х): "Хоть в лаптях, но свободные". "Я считаю, что лапти мы можем надевать на Праздник песни и танца. А потом, образно говоря, ходить все-таки в повседневной обуви", — сказал глава правительства.
Кариньш подчеркнул, что правительство (в его нынешнем составе) необходимые прорывные реформы осуществить не может, а Сейм может. Вот почему необходима коалиция с более широкой поддержкой в Сейме.
Два последних рабочих дня на минувшей неделе лидеры "Нового Единства", включая премьера Кариньша, провели в переговорах с представителями двух оппозиционных сил в парламенте — Союза зеленых и крестьян (СЗК) и "Прогрессивных". Очень знаково, что переговоры проходили не в стенах парламента, а в здании кабинета министров — Кариньш тем самым как бы подчеркивал, что это не просто разговоры о возможном сотрудничестве в Сейме, а предварительное обсуждение возможности включить эти две политические силы во власть.
Нет никаких противоречий
Как и следовало ожидать, никаких, по словам премьера, неразрешимых противоречий между "Новым Единством" и этими политическими силами не обнаружилось.
Что же касается "фактора Лембергса", на что Кариньшу все время указывали "тевземцы", то лидер СЗК Виктор Валайнис пояснил на встрече с "Новым Единством":
– во-первых, Лембергс не принимает участия в принятии решений руководством политического объединения и сеймовской фракции;
– во-вторых — во всех переговорах с партнерами по будущей коалиции будут участвовать только должностные лица СЗК. А именно: руководство сеймовской фракции, министры от СЗК, когда таковые будут, и делегированные депутаты Сейма.
Коалиция из 80 депутатов
Значит ли это, что желаемое расширение коалиции неизбежно? Не факт, что сам Кариньш знает, как он этого добьется. К тому же в новейшей истории Латвии еще не было такого прецедента, чтобы правящая коалиция состояла бы аж из 80 депутатов Сейма. В оппозиции же остаются только 20 депутатов — от "Латвия на первом месте", "Стабильности!" и независимая депутат Глория Гревцова. Управлять такой махиной премьеру будет крайне сложно, да и идеологические противоречия между, например, TB-Visu Latvijai! и "Прогрессивными" ну очень сильны.
Более реальным представляется сценарий, при котором нынешнее правительство уходит в отставку и набирается новая коалиция. Оптимальный ее состав — 4 политические силы. Для Кариньша и Ко было бы идеально, если бы коалиция имела в Сейме 67—68 голосов, то есть оппозиция не имела бы конституционного меньшинства в 34 голоса, а значит, не могла бы блокировать законопроекты.
Возможность для маневра
Более широкая коалиция дает Кариньшу возможность для маневра. Так, если, например, представители "Объединенного списка" не поддерживают отправку госпредприятий на биржу, то это поддерживают остальные три партнера, что все равно позволяет провести через Сейм нужное решение. А если против чего-то выступает TB-Visu Latvijai! — например, против завоза в страну гастарбайтеров, — то этот вопрос можно решить в парламенте голосами других трех коалиционных сил.
Но ключевой вопрос: какие именно реформы хочет быстро провести Кариньш, чтобы, условно говоря, догнать Литву и Эстонию? Судя по всему, речь идет о пяти приоритетных решениях.
Пять реформ Кариньша
Первая — котировка части акций, по сути, всех госпредприятий, что, по замыслу премьера, позволит активизировать балтийскую биржу, то есть фондовый рынок, а также привлечь необходимые инвестиции физических и юридических лиц, включая иностранные инвестиции.
Вторая — реформа налоговой системы, которая позволила бы направить больше средств на здравоохранение. В минувшую пятницу глава Минфина Арвилс Ашераденс высказал первое предложение в этой связи — направить в бюджет здравоохранения часть поступлений от соцналога (подробности — на стр. 3). Но пока неясно, как это будет осуществлено на практике. Будет ли в итоге повышена ставка соцналога или уменьшат отчисления, например, во второй пенсионный уровень.
Третья — эффективизация системы оказания медицинской помощи в стационарах и контроль за использованием средств через современную, модернизированную систему "э-здоровье".
Четвертая — оптимизация (читай: закрытие) маленьких школ в провинции с переходом обучения в 7-12-х классах под контроль государства.
Пятая — либерализация миграционного законодательства, с тем чтобы латвийские работодатели могли завозить гастарбайтеров без польского посредничества. Сейчас те же строители и рабочие других специальностей из третьих стран работают в Латвии "на правах аренды" через польские компании.
Зачем обижать избирателей
Есть еще и идеологические приоритеты "Нового Единства" — например, ратификация Стамбульской конвенции, в которой Кариньш со товарищи видят инструмент борьбы с насилием в семье. Да, понятно, что этот вопрос никак не связан с экономическим развитием, но для "Нового Единства" важно показать, что и это свое предвыборное обещание партия готова выполнять.
Парадокс в том, что пока у "Нового Единства", имеющего в Сейме аж 26 мандатов, возможностей не больше, чем в прошлом созыве Сейма, когда у премьерской партии было всего 8 мандатов. Причина проста: в нынешней коалиции всего из 54 голосов в Сейме "тевземцы" и (или) "объединенные" могут заблокировать любую инициативу премьера. Понятное дело, что долго "Новое Единство" с таким положением мириться не будет.
Очевидно, что лето в политическом смысле будет очень горячим. Но само расширение коалиции — скорее всего, путем создания нового правительства — произойдет уже ближе к осени.