РИГА, 8 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. Общаться с ветеранами Великой Отечественной войны сегодня – огромная честь. Особенно с учетом происходящего в Прибалтике. Мне повезло встретиться в Вильнюсе и лично пообщаться с Юлюсом-Лёнгинасом Декснисом. Бойцом 16-й стрелковой Литовской Клайпедской Краснознаменной дивизии.
Сегодня ему 96 лет, а в 8 мая 1945 года было всего 19. Именно в этот день он едва не погиб. Утром был дан приказ выбить немцев из латвийского местечка Вайнеде, но первая атака оказалась неудачной. Потеряв восьмерых сослуживцев, бойцы отступили, и, когда уже планировали снова подниматься из окопов, пришло сообщение о капитуляции Германии.
О последнем дне войны и дне сегодняшнем мы и поговорили с Юлюсом Декснисом.
Собрались в атаку и вдруг отбой – война закончилась
"Я старый человек, старый вояка, участник Второй мировой войны, пошел в Красную армию добровольцем в сентябре 1944 года. Мне было 18 лет, когда пришел на призывной пункт. Нескольких месяцев нас обучали в Ярцево, а потом отправили обратно – зачислили в 16-ю стрелковую Литовскую дивизию рядовым солдатом. И с декабря 1944-го я уже воевал – начал освободительную войну против немецко-фашистских захватчиков", – с гордостью рассказывает Юлюс Декснис.
Дальше, как вспоминает ветеран, его направили в отдельную разведроту, обучили радиоделу, поскольку за плечами у него "было три класса гимназии", и Декснис стал "начальником радиостанции".
"Был один случай, который всегда вспоминаю: нашу 16-ю дивизию 27-28 января 1945 года направили для освобождения города Клайпеды и всего края. Вот в этих боях пришлось мне участвовать уже солдатом. С карабином в руках. Около меня в бою, в атаке против немцев, погиб командир роты Норвилас... До сих пор его помню – замечательный был командир. А дальше мы погнали немцев, выбили их из траншей. И вот я запрыгиваю в траншею и слышу, как справа из-за угла ко мне кто-то приближается. Думаю, немцы. И слева тоже. Ну все, приготовился стрелять, и вдруг понимаю, что и там и там говорят на русском. Вот это была радость", – делится воспоминаниями ветеран.
Председатель Литовской организации участников Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции Юлюс Декснис и корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов
© Sputnik
Ни одного живого немца в тех траншеях он с товарищами в тот вечер не увидел, только трупы нацистов. Решили заночевать там же. А холод был жуткий – минус 28 градусов. Но грела радость от побед. С утра бойцы снова пошли в атаку и погнали немцев дальше. В какой-то момент, как говорит Юлюс Декснис, отступающие войска удалось окружить. В той мясорубке часть немцев сдалась, остальные были уничтожены. А кто успел просочиться, побежал дальше – на Куршскую косу.
"Мы тоже пошли на Куршскую косу, расположились в Клайпеде, наша 16-я дивизия немножко отдохнула, и мы повернули в Латвию. Я очень хорошо помню последний день войны. Когда закончилась война, мы были в окопах и готовились наступать. Мы еще 2 мая слышали, что взят Берлин, но для нас ничего не закончилось, и наш последний приказ прозвучал 8 мая. Утром была поставлена задача взять немецкий бункер, в котором располагались немцы. Когда мы поднялись в атаку в первый раз, ее отбили. Восемь наших товарищей полегли. Мы отступили, но снова получили приказ идти в атаку. Только собрались, и вдруг отбой – объявили, что война закончилась. Вот так в последний день войны лично мне пришлось идти в атаку", – продолжает Юлюс Декснис.
Этот последний бой 16-й стрелковой Литовской Клайпедской Краснознаменной дивизии был дан в латвийском местечке Вайнеде. В месте, обильно политом кровью советских солдат, – недалеко от Лиепаи и Курляндского котла.
Хуже забвения ничего нет
"И как нас теперь ценят? Никак не ценят (власти Литвы – ред.). Вроде как нас и нет. О нас никогда не говорят ни в каких телевизионных или радиопередачах, не рассказывают в газетах наших литовских, за исключением русских, конечно. Столько лет прошло после войны, но никто о нас не говорит, как будто мы этого не заслужили", – вздыхает Юлюс Декснис.
Председатель Литовской организации участников Второй мировой войны, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции Юлюс Декснис и корреспондент Sputnik Латвия Алексей Стефанов
© Sputnik
Он говорит, что хуже забвения ничего нет. Пусть бы хотя бы плохо говорили, но власти просто молчат. Но не было бы никакой независимой Литвы, если бы тогда, в 45-м, бойцы Красной армии, бойцы из 16-й стрелковой Литовской Клайпедской дивизии не прогнали нацистов со своей земли. "Власти об этом умалчивают, а если кто и говорит, пишет, то только мы – участники", – добавляет ветеран.
"Без этих наших маленьких побед не было бы общей большой Победы над фашистской Германией, фашистскими оккупантами. О том, во сколько обошлась эта победа, нам напоминают жертвы. Но власти Литвы об этом молчат, вот где беда. Искажают историю. Не говорят, что это советская армия вместе с британской и американской уничтожила нацизм. И тем более что основную роль все-таки выполнили мы, солдаты Красной армии, освобождая от немецко-фашистской оккупации и Литву, и Европу, и всех остальных. Если бы не было нашей Победы, фашистская Германия и их сателлиты одержали бы свою победу", – говорит Юлюс Декснис.
Пока мы есть, мы будем праздновать День Победы
Участников Второй мировой войны, красноармейцев, в Литве с каждым годом становится все меньше. Глава ветеранской организации говорит, что на сегодня их около 200 в разных районах республики. "И к своему счастью или несчастью – я не знаю, мы уже очень долго и плодотворно работаем".
"У нас есть отделения в Клайпеде, Шяуляе, Каунасе, Паневежисе, Вильнюсе. Конечно, нас осталось, к сожалению, немного. Но пока мы есть, мы действуем, организуем мероприятия. Каждый год празднуем День Победы – 8 или 9 мая. Всегда собираемся, и особенно это касается городов, которые я назвал, на торжественные мероприятия. Потому что День Победы является самым главным праздником не только для участников войны, но и для наследников Победы. И пока мы есть, мы всегда будем его праздновать", -– заключил Декснис.