РИГА, 5 мая — Sputnik. Латвии пора отказываться от принципа "деньги идут за учеником" и переходить на финансирование, привязанное к образовательным программам, заявил бывший министр образования Карлис Шадурскис в передаче "ТЧК" на Rus.LSM.lv.
Недавно в Латвии состоялась забастовка учителей - они требуют повышения зарплат и снижения нагрузки.
"Во время протеста я видел совершенно противоречивые плакаты. С одной стороны, требование повышения зарплат, с другой стороны — "руки прочь от маленьких сельских школ". Это противоречит друг другу, это исключает друг друга. Если мы не переделаем систему финансирования образования (и нужна большая смелость, чтобы это сделать и большая удача. чтобы это получилось), мы не избавимся от этой бедности", — прокомментировал Карлис Шадурскис недавнее шествие и забастовку педагогов.
В вопросе о том, надо ли повышать все зарплаты (как требовал профсоюз) или только минимальную ставку (что ближе к позиции министерства образовании и науки), Шадурскис находится на стороне своего бывшего ведомства.
"Потому что у нас очень большой разброс. Педагоги с одной квалификацией, но в разных школах получают очень по-разному. Поэтому важно было повышать маленькие зарплаты. Я бы даже сказал, мне кажется, что нормативно нужно установить минимальную зарплату и максимальную плату за урок. Потому что не может быть так, что за одну и ту же работу получают плату, которая различается в два-три раза, это ненормально", — считает он.
По его мнению, нынешняя система распределения денег, когда финансирование направляется в самоуправления, а те раздают его школам, порочна: часть денег, которые должны были бы достаться какой-то крупной школе с большим числом учеников, уходит в маленькие школы.
"Я бы сказал, что необходимо полностью отказаться от принципа "деньги следуют за учеником". Необходимо перейти на принцип "деньги идут на программу" и оплачивать столько, сколько надо", — считает Шадурскис.
По его мнению, должны быть две денежные корзины.
"Одна — на образование от первого до шестого класса. Здесь нужно обеспечить достаточно большую сеть начальных школ, чтобы они были близко к дому и чтобы там были все педагоги, сколько их там нужно. Сколько, если там первые — шестые классы? Шесть? Ну, еще два нужны в резерв, плюс директор, который тоже на самом деле может преподавать. То есть сравнительно небольшое количество людей. И там нет такой большой дифференциации предметов и не такие большие расходы. Но должна быть отдельная корзина. А вторая корзина — это остальное образование", — описал он свою идею.
Школы из "второй корзины" должны быть обеспечены педагогами так, чтобы каждый имел полноценную нагрузку, и финансирование программ в укомплектованных таким образом школах тоже должно быть полноценным.
Решения же о том, где каким школам быть — начальным, основным, средним, — государство и самоуправления должны принимать совместно, добавил он.