РИГА, 27 апр — Sputnik, Алексей Стефанов. С удивлением узнал, что историк и руководитель проекта "Дни русской культуры в Латвии" Влад Богов еще в сентябре прошлого года вместе с женой и двумя детьми уехал в Псков. Сам он сказал, что это был скорее не отъезд, а побег.
Переезд в Россию был спасением как лично для него, так и для всей семьи. Богов уверен, что в Латвии у них никакого будущего уже не было. Помимо того, что воспитывать детей в русофобской стране стало невозможно, Богова самого вызывали на беседы в Службу госбезопасности (СГБ). Там объясняли, что ему будет грозить, если он не пересмотрит свою точку зрения на историю ХХ века, убеждали в том, что нужно любить не Россию, а Украину и дружить именно с ней.
Свою деятельность, как говорит Богов, после таких заявлений со стороны латвийских спецслужб пришлось "поприжать", "никуда не вмешиваться на фоне украинского конфликта", но это не помогло.
Гибель Дней русской культуры в Латвии
"Я руководил большим проектом – Дни русской культуры в Латвии, мы как можно дольше старались сохранить этот проект. Было давно известно, что он не участвует ни в каких политических акциях, чисто культурный проект. Мы продержались более 10 лет, достигли хороших результатов. И старались всеми силами этот результат закрепить – это сохранение русской культуры в Латвии. Но, к сожалению, прошлый год все перевернул. Русскую культуру теперь уже целенаправленно уничтожают, провозгласили практически ее отмену. И не только в Латвии. А наш проект придушили в корне", – говорит Богов о последней капле, которая переполнила чашу терпения русского активиста.
В итоге этот проект негласно пришлось прикрыть, рассказал он, потому что "у нас как у общественников нет никаких рычагов против действия властей, нет средств, нет влияния". И пришлось фактически бежать в приграничный российский регион, где он уже устроился на работу в Псковский музей-заповедник, в сектор современной истории.
"Моя научная тема осталась практически той же, которой я занимался и в Латвии, только с уклоном на географическую поправку. Если раньше я занимался историей немецкой оккупации Латвии, то теперь немецкой оккупации Псковской области. У меня уже вышло несколько статей на эту тему, активно сотрудничаю с местными органами печати, меня там публикуют. Но тему Саласпилсского концлагеря я не оставил, и я также слежу за тем, что происходит. Вышло переиздание первой книги о нем", – делится новостями Богов.
Там, где стонет земля
Именно Саласпилсский концлагерь и был основной темой, из-за которой мы хотели поговорить с Владом Боговым. Несмотря на отъезд, он продолжает руководить общественной организацией, которая занимается приведением в порядок захоронений бывших узников концлагеря в Саласпилсе на Гарнизонном кладбище. И вот ему пришло официальное уведомление от владельца участка земли муниципальной организации Rīgas Meži ("Рижские леса"), что "с 19 мая 2023 года они прекращают с нами сотрудничество".
"Как водится в таких случаях, без объяснения причин. Единственное, что удалось выяснить, что данный участок перенимает Саласпилсская краевая дума, которая долгие годы в лице своих руководителей вынашивала идею о том, что Саласпилсский мемориал должен стать местом памяти двум тоталитарным режимам – советскому и немецкому", – пояснил Влад Богов.
Чтобы понять, о чем идет речь, историк рассказал предысторию этого кладбища. Сам погост возник в конце XIX века и до начала Первой мировой войны на нем хоронили солдат русской императорской армии и их родных. Всего было погребено около сотни человек. Но в первую независимость Латвии о нем забыли.
Раскопки на Гарнизонном кладбище в Саласпилсе
© Из личного архива Влада Богова
Напомнили о кладбище немцы, решившие во время оккупации с помощью этого кладбища скрывать свои зверства, которые они совершали в построенном ими неподалеку концлагере Саласпилс. Именно на Гарнизонном кладбище они устраивали массовые захоронения уничтоженных людей, в частности детей. Раскапывали старые могилы, скидывали в них десятки трупов, и таким образом прятали свои преступления в одиночных могилах.
В 1944 году Чрезвычайная республиканская комиссия по расследованию преступлений нацистов обнаружила эти захоронения и составила следственные справки о том, что там было обнаружено. Только за одно исследование там нашли 638 тел. Из них 632 – это были маленькие дети от грудного возраста до 9 лет. Затем исследования продолжились… Но в послевоенное время само кладбище снова было забыто. И со временем, по документам, стало обычным участком леса.
"В начале 2008 года латвийский историк Игорь Гусев занялся поисками этого старого Гарнизонного кладбища, на котором, согласно архивным документам, хоронили погибших и расстрелянных узников концлагеря Саласпилс. В октябре того же года ему удалось обнаружить его в лесном массиве благодаря развалинам православной часовни, освященной в честь св. Николая Чудотворца. Состояние кладбища было ужасным – оно заросло и практически исчезло", – рассказал Богов.
Но благодаря активистам кладбище удалось превратить в мемориал: в 2009 году с владельцем участка был заключен договор на его безвозмездную аренду, территория была приведена в порядок, в 2012 году на личные средства был установлен информационный стенд, в 2019 году при поддержке посольства России в Латвии возле руин часовни появились гранитные камни в память о погибших узниках концлагеря Саласпилс и воинах Русской императорской армии.
"В наши обязанности входила уборка и поддержание в порядке территории, а это почти 2,5 га. В Международный день памяти узников нацистских концлагерей 11 апреля и в День освобождения Саласпилса от немецкой оккупации, в последнее воскресенье сентября, проводились церемонии возложения цветов с участием руководителей дипломатических миссий – России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана и других стран", – отмечает Богов.
Уничтожить память втихаря не удастся
Первый звоночек прозвучал в прошлом году, когда осенью все официальные мероприятия на этом месте были запрещены, единственное, что разрешили, – провести уборку территории. А сейчас мемориал, Гарнизонное кладбище и место преступления нацистов могут стереть с лица земли.
"Еще в 2014 году вышло исследование уже латышских историков под руководством Саласпилсской краевой думы, в котором все справки были оспорены, то есть случившееся там не принималось за действительность. Они говорили, что это фальсификация, отрицали все, что видели, а есть документальные свидетельства: фотографии, погибшие узники, подробное описание каждой вскрытой могилы – что там было обнаружено. И еще организовали обновленную экспозицию на мемориале, которая очень поверхностно рассказывает о самом концлагере, практически работает на создание положительного образа этого лагеря. Там вообще ничего не рассказывается об уничтожении узников, несмотря на то что документы, фотографии о том, что там происходило хранятся в латвийском историческом архиве", – поражается Богов.
Гарнизонное кладбище в Саласпилсе, которое местные власти могут уничтожить
© Из личного архива Влада Богова
Логика понятна – эта экспозиция в мемориальном комплексе Салапилсского концлагеря латышских псевдоисториков была призвана уравнять немецкий оккупационный режим и так называемый советский. И уравнивание идет не в пользу советского режима, подчеркивает Богов. Видимо, Гарнизонное кладбище ждет такая же участь – эти историки найдут что придумать, и нарисовать на стендах. Но это даже в лучшем случае. В худшем – кладбище просто сравняют бульдозером.
"Сейчас планы властей никому не известны, поскольку с нами вообще никто не говорит. Только запретили там появляться. Глава Саласпилсской краевой думы Раймондс Чударс в свое время активно работал с пропагандистским Музеем оккупации, сотрудники которого вели "научное" исследование истории лагеря в Саласпилсе. В своем исследовании они не признают существование данного кладбища, поскольку все документы, подтверждающие факт массового захоронения там узников концлагеря, составлены советскими следователями. Авторы цитируют эти документы избирательно, всячески подвергая сомнению достоверность данных только потому, что они составлены "неправильными" судмедэкспертами", – поясняет Влад Богов.
Он слабо верит в здравый смысл. Учитывая то, что за прошлый год латвийские власти снесли практически все памятники бойцам Красной армии, освобождавшим Латвию от нацизма. Надежд на то, что они сохранят Гарнизонное кладбище практически нет. Но стереть его с лица земли втихаря уже точно не удастся.